Что делать?

Чернышевский из Борисова советует крутить баранку и не забывать прошлое Типичное объявление в Интернете: ".
Чернышевский из Борисова советует крутить баранку и не забывать прошлое

Типичное объявление в Интернете: "...Моя знакомая живет в Америке и собирает технику, хочет ГАЗ-67..."

И сегодня у коллекционеров "авторетро" есть спрос на старые фронтовые машины. Собирают не только "мерсы", на которых сплошь Штирлицы и Мюллеры ездили, Геринги и Борманы... Но и советские "козлики". Сказать, что они, найденные на задворках воинских частей,

в колхозных и прочих гаражах, иногда - в деревенских сараях, стоят баснословные деньги, было бы неправдой. Отечественные коллекционеры и реставраторы, если не удается выторговать машину за бутылку-другую водки, стараются машину-ретро купить за бесценок: долларов

за 300 - 500. Их понять можно: сколько нужно еще труда вложить, чтобы подготовить "старушку" к продаже западным коллекционерам за каких-нибудь 5 - 6 тысяч долларов... А найти клиента побогаче - тоже дело непростое.

Отставному офицеру борисовчанину Валерию Федоровичу Чернышевскому тайны этого бизнеса мало известны. Своего "козленка" (в свидетельстве о регистрации ГАЗ-67 тип этого транспортного средства обозначен таким образом: "Легковая. Джип") автомобилист не по деньгам ценит. Машина для капитана-десантника, отец которого прошел войну за рулем "полуторки", многое значит... И дело отнюдь не в деньгах.

- Хотя и фамилия у меня Чернышевский, - говорит Валерий Федорович, всем своим внешним видом, колоритной бородой, прищуренными глазами напоминающий киношного цыгана Будулая, - я далек от утопических идей и что делать со своим увлечением, знаю. Хотя и увлечением дело, которым занимаюсь, не очень-то хочется называть...

Восстановив, вернув к жизни одну фронтовую машину, Валерий Чернышевский занялся второй. Теперь на очереди третья. Результаты работы налицо. В недавний День Победы Чернышевский, переодевшись в форму солдата Великой Отечественной, сел за руль первого своего "козленка" и катал ветеранов вокруг Кургана Славы. "Гаишники", милиция претензий не предъявляли - машина зарегистрирована, техпаспорт в наличии. А что касается водительского опыта, то его Валерию Федоровичу не занимать.

В перерыве между рейсами Чернышевский накручивал ручку старенького патефона. И патефон, и пластинки Апрелевского завода грамзаписи - тоже из коллекции капитана-десантника. Ветеранам песни Утесова, Руслановой, Мордасовой - бальзам на душу. Правда, водителю "фронтовой" машины хоть разорвись: и нет отбоя в желающих проехаться на родном и знакомом "джипе", и патефон внимания требует. Выход сам по себе нашелся. Валерий Федорович приметил, что от ветеранов, готовых еще и впляс пуститься, не отходит девчонка. Глаза горят, улыбается. Ей и доверил Чернышевский патефон, показал все пластинки.

Вообще-то и дело свое офицер запаса затеял не только ради ветеранов и своего собственного удовольствия. Больше - ради молодежи. Мечтает Чернышевский создать детско-юношеский военно-патриотический клуб. Придумал уже и название: "Слава". Хотя, если найдется у кого-либо из будущих партнеров более яркое предложение, спорить не станет. Главное, считает Валерий Федорович, чтобы дело двигалось. В клубе же можно было бы не одни картинки показывать, не только лекции читать, но и приучить к технике праздношатающихся пацанов. К рассказам о войне есть уже и что показать. Скажите, а где сегодня школьники фронтовой "джип" могут увидеть?..

На площадке у музея истории Великой Отечественной войны всего две машины - ЗИС-5 и "полуторка". Возможно, музейщики собрали бы гораздо больше техники. Но приобретение любой старой машины в хорошем состоянии, отреставрированной по всем правилам, с "родными" деталями дорогого стоит. В музее мне, кстати, рассказали и такую историю. Было предложение (и желание работников музея с ним совпадало!) приобрести немецкий военный мотоцикл. Но сумму-то реставраторы загнули, как для государственного музея, неподъемную - больше 10 тысяч долларов. Ясное дело, что не купили. А место мотоциклу даже не на площадке, а в основной экспозиции. На таких вот "БМВ" с пулеметами в колясках и ворвались немецко-фашистские захватчики в 1941-м в Белоруссию. Но экспозиция экспозицией, а от немецкого мотоцикла пришлось отказаться.

...Сегодня машины Валерия Чернышевского стоят в одной из воинских частей внутренних войск. Неподалеку, между прочим, от Кургана Славы. В целости и сохранности. За что собиратель старины и памяти военным, разумеется, признателен и благодарен. Но все равно надеется, что партнеров и помощников у него в создании и военно-патриотического клуба и в возвращении фронтовой техники к жизни будет гораздо больше. Может быть, даже минские или смолевичские ребята из БРСМ подключатся к "делу Чернышевского"?..

- А хорошо бы еще и постоянно действующим музеем наш гараж фронтовых машин сделать, - мечтательно роняет в конце нашего разговора романтик (но, надеемся, все-таки не утопист!) Чернышевский.

Никто не спорит. Вот только кто поможет мечте воплотиться в реальность?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter