Чтобы показать белорусам, как выглядела оборона легендарного форпоста, организаторам военно-исторической реконструкции «22 июня. Брестская крепость» пришлось будить детей в четыре утра
и заказывать на Беларусфильме три тысячи холостых патронов.
Девятилетняя Даша Ковальчук рано вставать не любит – особенно во время каникул, когда вдвойне приятно проснуться ближе к полудню, зная, что еще месяц назад в это время ты уже вовсю решала примеры и писала диктанты. Но все же нашелся повод, который заставил девочку завести будильник на четыре утра, а в пять уже подходить к Брестской крепости, сереющей в предрассветной мгле. 22 июня девочка участвовала в военно-исторической реконструкции, посвященной обороне легендарного форпоста: она вместе с другими ребятами изображала детей командного состава, которых после первой немецкой атаки вместе с матерями выводили из крепости.
Сама реконструкция, которая началась не «ровно в четыре часа», как поется в известной песне, а в пять, чтобы полторы тысячи зрителей могли разглядеть это действо во всех подробностях, на 90 процентов повторяла события 70-летней давности. Участники – около 300 человек из военно-исторических клубов Беларуси, России, Украины и Эстонии – не просто получили ЦУ, в какую сторону должны бежать и в кого стрелять, а изображали конкретных персонажей, со своими биографиями, привычками и военными заслугами. «Я играл немецкого лейтенанта Цумпе, – рассказал «Знаменке» папа Даши Александр Ковальчук, участник военного клуба «Гарнизон» при Брестском городском комитете ОО «БРСМ», ставшем одним из организаторов мероприятия. – Накануне я много читал о нем в интернете – это был солдат-пехотинец, отличившийся тем, что вместе со своими соратниками на велосипедах захватывал железнодорожные мосты. Шерстяную офицерскую форму, на сто процентов повторяющую оригинал, я сшил в Польше. Кстати, в этом плане тем, кто играет лейтенантов, повезло больше, ведь у немецких рядовых экипировка была очень тяжелой – с неподъемным рюкзаком из телячьей кожи и противогазом в жестяном тубусе. С таким «багажом» попробуй побегай».
Кстати, для того чтобы реконструкция вышла предельно достоверной, ее организаторы заказали у Беларусфильма триста единиц оружия и три тысячи холостых патронов. Единственным местом в сценарии, где его авторы позволили себе вмешаться в ход событий, стала концовка, и после двух жесточайших немецких атак на площадку вышли 14-летние пареньки, облаченные в «победную» форму 1944 года. И в этом месте даже самые требовательные зрители, зорко подмечающие все исторические неточности, не высказали ни малейшего недовольства, ведь другого финала здесь быть попросту не могло.
Виктория КРУПЕНЬКОВА, «ЗН», фото БЕЛТА