Что будет «После»?

Самый неоднозначный спектакль сезона Вячеслава Иноземцева собираются закрыть после второго показа
Самый неоднозначный спектакль сезона Вячеслава Иноземцева собираются закрыть после второго показа

Вячеслав Иноземцев признавался, что ни с одним названием своего спектакля не мучился так, как со своим последним — «После». В самой идее постановки, по словам Иноземцева, есть момент остановки, преграды, преломления. Иноземцев фактически напророчил постановке непростую судьбу: этот странный спектакль лета под угрозой срыва. Все дело в том, что эксплуатация в качестве декорации и полноправного действующего лица противопожарного занавеса у технических служб театра вызывает сомнения.

Действие начинается многообещающе: ворох тел в липких комбинезонах, похожих на ящериц, голый Иноземцев, плеск воды, огонь. Кажется, что все потечет в таком привычном русле — много воздуха, чудики на ходулях. Но неожиданно перед нами падает этот самый занавес. В зале на минуту зажжется слабый свет. И начнется совершенно иной спектакль. В полной темноте послышатся крики, стуки в дверь. Но все двери в зрительном зале окажутся заперты. Клаустрофобия здесь — воплощенная метафора некоей социальной клетки.

Четверо актеров выскочат на сцену прямо из зала и попадут в магнитное поле какого–то высшего разума. Большого Брата, если хотите. Они станут участниками эксперимента, который каждый волен интерпретировать по–своему: то ли реалити–шоу, то ли дурной сон, то ли фантастическая антиутопия. Возле этого занавеса в общем–то и пройдет весь спектакль. Актеры будут копошиться, лазать по железным желобам, в конце концов, повиснут на цепях и, отталкиваясь от железного занавеса, будут тянуть друг к другу руки. А Большой Брат станет отдавать им приказания компьютерным «новоязом» и пытать током...

Когда действие, кажется, становится совсем безысходным, под лихие джазовые синкопы выскочит сам Иноземцев. Кажется, что он поможет нашим героям. Но все оказывается сложнее. Иноземцев предстает в образе Клоуна, ведущего некоего реалити–шоу, всемогущего Продюсера. В общем, получается, такой герой нашего времени. Именно о его пришествии Вадим Абдрашитов снял свой фильм «Время танцора». Происходящее этот «спаситель» заковывает в панцирь компьютерной игры. Только когда покажется, что стена совершенно непреодолима, когда по ней побегут титры, зал начнет аплодировать, невыносимая конструкция наконец исчезнет.

...Говорят, что спектакль неровный, не подчинен единой концепции. Дескать, Иноземцев «сгрузил» туда все, что было. Однако такая коллажность свойственна практически всем работам Иноземцева и является, если хотите, фирменным стилем.

Тем не менее, как и любой стационарный театр летом, «ИнЖест» закрывает сезон и готовится к фестивалю в Люблине, который пройдет в июне. Будем надеяться, что у спектакля «После» все–таки будет продолжение.

прямая речь

Вячеслав Иноземцев, художественный руководитель театра «ИнЖест»:

— Говорят, что занавесом пользоваться нельзя. По своему предназначению это не декорация. Он нужен для пожарной безопасности, чтобы перекрывать пожароопасную зону — сцену — от зрительного зала. 50 лет никто его не ремонтировал. Но мы тоже не собирались эксплуатировать его каждый день. Один — два раза в месяц. Мне сказали: «Сыграете майские спектакли и все». Я своего ответа пока не дал. У нас есть свои козыри — спектакль собирает аншлаги, имеет неплохие сборы.

Наталья Башева, художественный руководитель и главный режиссер ТЮЗа:

— В театре скоро будет реконструкция. За лето, я думаю, что–нибудь изменится к лучшему. Насколько я знаю, занавес попытаются подремонтировать. Ведь в сотрудничестве с театром Вячеслава Иноземцева мы очень заинтересованы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter