Что болит от Чернобыля?

Состояние здоровья детей на загрязненных радиацией территориях республики ничуть не хуже, если не лучше, чем у детей в “чистых” зонах. Об этом заявил начальник отдела социальной защиты Департамента по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС МЧС Беларуси Владимир Кудин. Специалист добавил, сославшись на сведения коллег из Министерства здравоохранения, что “самые крепкие, здоровые призывники в этом году были именно в Гомельской области”. Чем же это можно объяснить?

Напомним, как развивались события в первые дни после аварии. На седьмые сутки после взрыва началась эвакуация населения, которая проходила в три этапа. Через 11—14 суток организовали временное (до сентября) перемещение детей и беременных женщин в чистую зону. С седьмого мая было ограничено потребление загрязненных продуктов местного производства, с тридцатого — началась йодная профилактика. “В то время некоторые думали, что через 20 лет в Беларуси не останется ни одного живого человека”, — вспоминает Владимир Кудин. Однако пессимистичные прогнозы не оправдались.
Сегодня на загрязненных территориях живет около 1,5 миллиона человек, из них около 260 тысяч — дети. По словам Владимира Кудина, государство в первую очередь обращает внимание на защиту этой категории населения. Еще до рождения ребенка мать, проживающая на загрязненной радиацией территории, имеет больший декретный отпуск, до исполнения ребенком трех лет получает двойное пособие; детей бесплатно кормят в школе, за ежегодное оздоровление родители также не платят. Кроме того, выпускник из чернобыльской зоны имеет льготы при поступлении в вуз и получает 50-процентную надбавку к стипендии. Однако главная мера, которая позволяет сохранять здоровье детей, — тотальная диспансеризация и бесплатные лекарства. По сведениям начальника управления организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Игоря Бровко, на начало 2006 года постоянно контролируется состояние здоровья более 1,6 миллиона пострадавших от катастрофы — ликвидаторов, граждан, проживающих на загрязненных территориях и отселенных с них. В их числе — более 220 тысяч детей и 70 тысяч подростков. “По оценке эффективности диспансеризации, в 2006 году состояние пострадавшего населения в целом практически не изменилось, но при этом увеличилась доля детей и подростков, у которых состояние улучшилось”, — сообщает Игорь Бровко.
Последствия катастрофы на ЧАЭС до конца не изучены — в этом сходятся все ученые. После аварии многие люди стали связывать свои болезни именно с чернобыльской трагедией. Насколько это справедливо? Как сообщил заведующий отделом медицинской защиты РНПЦ рациационной медицины и экологии человека Виктор Аверин, полностью доказана связь с катастрофой лишь рака щитовидной железы у детей. Кроме того, сейчас просматривается тенденция роста сердечно-сосудистых заболеваний, рака молочной железы и катаракты, которые, вероятнее всего, также можно связать с последствиями Чернобыля. Относительно других заболеваний ничего не доказано.
Согласно современному законодательству, отметил начальник отдела социальной защиты Департамента по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС МЧС Беларуси Владимир Кудин, “все онкобольные дети в Беларуси относятся к инвалидам-чернобыльцам”. К сожалению, их количество растет. По сведениям Владимира Кудина, сегодня в Беларуси более 1400 таких детей, ежегодный прирост составляет примерно 200 человек. Всего же в Беларуси сейчас около 13 тысяч инвалидов-чернобыльцев. “Это наиболее социально защищенная категория инвалидов”, — отметил специалист. В нынешнем году будет завершен процесс переселения граждан с наиболее загрязненных в результате аварии на ЧАЭС территорий Беларуси. Сегодня, по словам Владимира Кудина, осталось только 39 семей, которые имеют право и изъявили желание переехать на новое место жительства. На начало прошлого года было зарегистрировано порядка 370 семей, желающих переселиться. В основном они переезжают в Гомель и Мозырь, а еще в Рогачев. За все время после аварии для переселенцев построили более 65 тысяч квартир и домов, 239 новых поселков со всей инфраструктурой. Если оставленный дом оказывался дороже нового жилья, переселенцам возмещали разницу в цене.
Белорусские ученые сотрудничают со специалистами Японии, Германии, Франции и других стран; ряд зарубежных методик используется в белорусских исследованиях. Чернобыль загадал очень много загадок, и от того, насколько успешно мы их разгадаем, зависит и настоящее, и будущее.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter