ЧПУП “Смолевичское МТС”: Верный курс

Становление
У каждого трудового коллектива бывают взлеты и падения. Частное производственное унитарное предприятие “Смолевичское МТС” за три года своего существования тоже не избежало некоторых потрясений. И не потому, что здесь собрались люди, не любящие сельскохозяйственный труд и не умеющие работать, что руководство не представляет целей и задач, возложенных на недавно созданное формирование. С этим у смолевичан все в порядке. “Штормило” по другим причинам.
Первым учредителем “Смолевичского МТС” было ОАО “Районное предприятие материально-технического снабжения”. Но оно вскоре приказало долго жить. В стране началась реорганизация подобных структур. Путем объединения трех субъектов хозяйствования был создан “Райагросервис” и в Смолевичах. И, само собой разумеется, к нему перешли учредительские функции. А учитывая то, что у головного предприятия были большие кредиторские и дебиторские задолженности, решили создать МТС с чистым счетом и вместе работать. Но так получилось, что ЧПУП стало самостоятельным.
Жизнь опять же внесла коррективы. Год назад вопрос встал ребром: или закрывать МТС, или его развивать. И здесь мудрость проявили председатель райисполкома Николай Невмержицкий и его первый заместитель Леонид Кулеш.
Району, как и в прошлые годы, было выделено определенное количество новой техники. Как правило, раньше она распределялась по сельскохозяйственным предприятиям. На этот раз Невмержицкий и Кулеш решили поступить по-другому. Три КЗРа, три “МАЗа” с прицепами, четыре трактора “МТЗ-1221” приобретены под создаваемый районный кормоуборочный отряд. Как показала практика, то был верный шаг. Техника была сконцентрирована в одних, что называется, руках и эффективность ее использования возросла.
Создание отряда полностью себя оправдало.
Техническое перевооружение
— Год назад мы пережили настоящий стресс, — рассказывает директор Смолевичского МТС Сергей Красновский. — В организации было всего девять тракторов и два автомобиля. Думали не выживем. Но помощь подоспела вовремя. Сегодня в эксплуатации находится уже 16 тракторов.
— Сергей Александрович, выходит, вы полностью обновили тракторный парк?
— Нет. У нас есть и техника 1998 года выпуска. Находится она в отличном состоянии. Работает лучше, чем приобретенная, например, в 2002 году. На это есть свои причины.
— Какие?
— Для нашего предприятия плохо, когда хотя бы одна единица техники простаивает. Срабатывает экономический принцип: нет услуги — нет денег. Вот почему трактора девяносто восьмого года мы отремонтировали, восстановили изношенные узлы, “переобули” в новую резину. Ходят теперь как часики.
— Какие показатели характеризуют эффективность работы техники?
— Давайте возьмем нагрузку на трактор. Она очень солидная. За сезон составляет более 2000 моточасов. А это, поверьте, довольно много.
По труду и вознаграждение
Коллектив на частном производственном унитарном предприятии “Смолевичское МТС”, несмотря ни на что, стабильный. Людей здесь работает немного, всего 46 человек, 24 из которых водители и трактористы. Все друг друга знают, все на виду. Даже при желании не пофилонишь — от каждого зависит зарплата всех сотрудников.
— Текучесть кадров у нас низкая по двум причинам, — поясняет Сергей Красновский. — Первая — люди любят свое предприятие. Вторая — за свой труд получают хорошее материальное вознаграждение. Судите сами. В августе средняя зарплата по МТС достигла 780 тысяч рублей. А у передовых механизаторов, которые работают, например, на КЗРах, она составила 1 миллион 400 тысяч. Сумма по меркам даже большого города солидная.
— Конечно, получаемые деньги способствуют стабильности, — говорит директор предприятия. — Но посмотрите, каким трудом они даются. Когда идет заготовка кормов, с поля люди не выходят по 10—12 часов. Опытные механизаторы выдюживают. А вот молодые — не всегда. Особенно их удручает то, что работать приходится без выходных и с огромными физическими нагрузками. К этому надо привыкнуть, закалиться в труде. И мне приятно осознавать, что костяк коллектива состоит из таких людей.
Сергей Александрович скромно умолчал о том, что в этом году благодаря росту производственных показателей заработная плата повышена примерно на 20 процентов. До этого три года тарифная ставка первого разряда попросту не менялась.
Специализация
Смолевичское МТС имеет узкую специализацию. Предприятие занимается преимущественно заготовкой кормов. В состав кормоуборочного отряда входят три звена.
— Убираем только травы и кукурузу, — рассказывает Сергей Александрович. — К зерновым отношения не имеем. Стратегия определяется несколькими факторами. Во-первых, нашу работу умело координирует управление сельского хозяйства райисполкома. Его сотрудники четко владеют ситуацией. Знают куда, кому и сколько техники подать. Во-вторых, работаем напрямую с хозяйствами, по их заявкам. В-третьих, сами изучаем ситуацию и принимаем соответствующие решения.
В этом году предприятие полностью заготовило корма в ЧУП “Петровичи” и “Озерицкое”. У последнего вышла из строя импортная техника. Пришлось выручать.
До недавней поры убирали травы. А сейчас настало время кукурузы. В районе ее примерно 8 тысяч гектаров. И хотя многие хозяйства убирают ее своими силами, работы у МТС все равно хватает.
Объемы выполненных работ тоже впечатляют. На начало октября мехотрядом заготовлено 36 тысяч тонн кормов.
— Особенно хочется отметить таких тружеников, как Сергей Кошель, Виктор Синюгин, Александр Ярошевич и Анатолий Атрацевский, работающих на КЗРах и заготовивших от 9630 до 13 649 тонн травяных кормов, — говорит Сергей Александрович. — Отлично потрудились и трактористы на отвозке сенажной массы: Владимир Шиманович (2828 т), Евгений Рублевский (2408 т), Сергей Титовец (2071 т), Владимир Галин (1656 т), Сергей Дулеб (1562 т), Игорь Капшай (1230 т) и Сергей Дрозд (1080 т), а также водитель Александр Цвилик.
Однако не только заготовкой кормов занимается предприятие. Зимой здесь работает звено по вывозке органики. Для лучшей организации работы не так давно закуплен погрузчик производства завода “Амкодор”. Сейчас 10 тракторов оснастили плугами, и они занимаются вспашкой зяби. Летом ведем химпрополку посвов. Для этих целей приобретено два датских опрыскивателя “Харди”.
Есть у МТС и свой магазин, который достался по наследству. Дело в том, что предприятию передали в пользование территорию и материальную часть торговой базы, надобность в которой отпала. Там был магазин. Чем же здесь торгуют? Всем. На мясокомбинате берут продукцию. Ее реализуют как в свободной продаже, так и авансируют продуктами своих работников.
В счет погашения долгов в СПК “Плисский” взяли 20 тонн картофеля и он сейчас реализуется.
Выезжает магазин и на осенние ярмарки в столицу страны.
— Хороших производственных показателей мы добиваемся еще и потому, что имеем отличного партнера в лице Борисовского сервисного центра ПО “Гомсельмаш”, — Сергей Александрович доволен таким сотрудничеством. — Они исправляли все неполадки не то чтобы в течение суток, а в течение нескольких часов. Особое спасибо этому коллективу и его директору Геннадию Дмитриевичу Макаренко.

Мнение Механизатор Сергей КОШЕЛЬ: “Когда работа в настроение”
В сезон заготовки кормов работать приходится по 10—12 часов в сутки. Но что поделаешь, такова доля человека, работающего на земле. Профессию для себя выбирал сам. И она мне нравится. Тем более что есть возможность изучить разные виды техники.
А ее в моих руках за более чем 20 лет работы в сельском хозяйстве перебывало много. И на зернокомбайне нес вахту, и трактора водил. Теперь вот новый гомсельмашевский комплекс вручили. Хорошая техника, высокопроизводительная. Высокую зарплату дает возможность получать. А что человеку еще надо?!.
Неплохая у нас и организация труда. Руководство МТС вовремя оценивает ситуацию, и мы без работы не остаемся ни одного дня.

Мнение Тракторист Сергей ТИТОВЕЦ: “Так бы всегда”
В этой организации я работаю с 1993 года. Пережил вместе с ней все реорганизации и преобразования. И хочу сказать, что такой стабильности, как сейчас, у нас еще не было. Хотя и в отстающих никогда не ходили.
За все время пребывания здесь поменял только один трактор. Этот — второй. Нравится, что у нас пристальное внимание уделяется техническому состоянию машин. Простоев из-за поломок практически нет, что напрямую влияет на рост заработной платы. А она у нас высокая. Даже зимой, когда вывозим органику.
Импонирует и то, что работать приходится в разных хозяйствах. Смена обстановки благоприятно сказывается на настроении.
В силу занятости на производстве маловато уделяю внимания сыновьям Саше и Диме. Им уже 14 и 16 лет. Но они парни серьезные. Понимают, что такое крестьянский труд. И это радует.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter