Членский разнос

О долговой проблеме еврозоны

Словакия отказалась спасать Грецию и поставила под угрозу решение долговой проблемы еврозоны. Парламент этой страны проголосовал против расширения Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF) до 440 млрд. евро, уже согласованного остальными 16 странами еврозоны. При этом Братислава не только отказалась платить членский взнос в общую копилку, предназначенную для спасения от долгового кризиса, но и устроила настоящий разнос членам валютного товарищества.


«EFSF — это крупнейшее мошенничество против словацких и европейских налогоплательщиков», — отрубил председатель парламента Ричард Сулик, налагая вето на эту программу. Канцлер ФРГ Ангела Меркель — а именно она была главным инициатором Европейского фонда финансовой стабильности — с нордическим спокойствием вынесла брошенное в лицо оскорбление. И даже нашла в себе силы выразить уверенность, что все необходимые подписи под ее планом будут собраны.


Что ж, скорее всего, словацкий парламент переголосует по этому вопросу и примет–таки требуемое от него решение. Не будем забывать, что вопрос о поддержке Греции является сегодня очень важным фактором во внутриполитической борьбе. Прежнее правительство Словакии, поддержавшее план спасения евро, уже отправлено в отставку. Его глава Ивета Радичова поступила весьма опрометчиво, предложив одновременное голосование по EFSF и вопросу о доверии к своему кабинету. Как итог — она потеряла и первое, и второе.


Зато партия «Свобода и солидарность», которую возглавляет председатель парламента Ричард Сулик, тот самый Сулик, который, по сути, назвал европейских лидеров мошенниками, резко подняла свои акции. Он высказался неполиткорректно, зато честно: EFSF, мол, все равно не поможет уже фактически обанкротившейся Греции, размер взноса в фонд бедной и финансово дисциплинированной Словакии слишком велик, и ей в любом случае не пристало гасить чужие долги.


Стоит ли говорить, что такие слова приняты на ура словацкими избирателями. И не только словацкими. Можно не сомневаться, что тот самый эффект домино, которого так боятся в экономике, уже случился в политике.


Ричард Сулик открыл «ящик Пандоры», в котором кроются накопившиеся обиды новых членов ЕС, столкнувшихся с крушением своей мечты. Они думали, что со вступлением в Евросоюз тут же достигнут того же уровня жизни, что и его более старые и богатые члены. Собственно, подобные декларации и служили для граждан главным стимулом для вступления в ЕС. Кто же откажется от членства в клубе богатых и успешных...


Кстати, именно Словакия являлась идеальным примером воплощения европейской мечты. Отделившись от Чехословакии в 1993 году, она уже в 2004–м стала членом ЕС, в 2007–м вошла в Шенген, а в 2009–м и в еврозону.


Средняя зарплата словацкого служащего составила более 1.000 долларов. Инвестиции потекли рекой, словаки гордились, что Volkswagen выбрал Словакию, а не Чехию для производства своей новой модели! На прошедших два года назад президентских выборах президент Иван Гашпарович победил с лозунгом «Будем жить, как раньше, только лучше».


Мне кажется, трудно найти более точное описание того сентиментального национализма, которому предались новоевропейцы, чем этот лозунг. Принимать важные решения наравне с великими державами, жить по своим правилам, ничего не меняя, но при этом лучше, чем прежде. Действительно мечта...


Впрочем, выражусь точнее. Вступление в ЕС открыло Словакии доступ к финансовым фондам ЕС на сотни миллиардов евро. Но уже в 2012 году фонды закроются и страна из получателей их станет вкладчиком.


Финансовый кризис скорректировал эту дату, и вкладчиком Словакия должна стать уже сейчас. Какая засада!.. Не это ли «мошенничество» имел в виду председатель парламента Ричард Сулик?


Что могут противопоставить этому разносу лидеры ЕС? Увы, только горькую правду. Вскоре в Евросоюзе появится единое экономическое правительство, решения которого будут обязательны для всех. Для тех, кто не справится в этом жестком беге от кризиса, выделят второстепенную «беговую дорожку». Иными словами, предложат разноскоростную интеграцию, разделив Евросоюз на более продвинутое интеграционное ядро и европейскую периферию. Австрийский министр Микаэль Спинделеггер, комментируя решение словацкого парламента, выразился на эту тему исчерпывающе: «Расширение Европейского фонда может состояться и без одобрения Словакии...»


От расширения Европейского союза до расширения Европейского фонда — один шаг? Что ж, это еще не трагедия, но определенно более жесткий политический реализм для тех, кто мечтал о большем.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter