Членская карточка не гарантирует клубного обеда

Народы всех 10 стран - кандидатов на вступление в ЕС, за исключением Кипра, который не посчитал нужным поинтересоваться мнением своих граждан, дали "добро" на европейское расширение за "свой счет".
Народы всех 10 стран - кандидатов на вступление в ЕС, за исключением Кипра, который не посчитал нужным поинтересоваться мнением своих граждан, дали "добро" на европейское расширение за "свой счет". Теперь возникает самый интересный вопрос: смогут ли плыть в одной лодке 25 членов Евросоюза, преодолевая рифы и стихии общего рынка...

Аграрный сектор "новой" Европы подкошен интервенцией дешевых импортных продуктов из ЕС. Сельское хозяйство "старожилов", как известно, пользуется особым государственным покровительством за счет повышенного уровня цен. Достаточно сказать, что на эти цели расходуется до 50 процентов бюджета ЕС.

Согласно достигнутой странами ЕС договоренности предусматривается, что в 2004 году прямые субсидии в сельское хозяйство новых членов Евросоюза составят 25 процентов от уровня аналогичных платежей "старожилов". Лишь к 2007 году эти различия будут преодолены. Между тем такой сценарий грозит кризисом для Польши, где крестьянство является влиятельной политической и экономической силой. Впрочем, у Польши существуют и иные болевые точки. В то время как Германия предвкушает, что с расширением ЕС для немцев появится 100 тысяч трудовых вакансий, Варшава решила оставить на улице, а значит, и за бортом интеграции, 14 тысяч шахтеров, которым не нашлось места в новой европейской трудовой семье.

В Чехии также немало скептиков по поводу предстоящего вхождения в ЕС, в особенности из-за семилетнего моратория на трудоустройство в граничащих с Чехией западных странах Евросоюза. Однако основная причина недоверия некоторых чехов к предстоящему вступлению в ЕС кроется скорее в неопределенном страхе "раствориться в ЕС, как сахар в кофе". Больше всего беспокоит состояние чешской текстильной промышленности, характеризуемое ныне такими словами, как "застой" и "засилье импорта по демпинговым ценам". Обанкротившиеся фабрики все чаще скупают иностранцы. Стремясь продать их чуть ли не за любую цену, местные власти пытаются таким образом сохранить хотя бы рабочие места, ведь в некоторых районах безработные составляют уже пятую часть населения.

Обувная промышленность Чехии также переживает не самые лучшие времена. Так, в свое время хорошо известная в СССР обувь "Цебо" не сумела удержать аналогичную планку на Западе. В прошлом году Чехия произвела всего лишь 11 миллионов пар обуви. К слову, в советские времена эта цифра в целом по региону переваливала за 500 миллионов пар в год.

Однако не все так однозначно. Фабрика "Ромика", например, возникла после того, как ее предшественница, фирма "Ботекс", несколько лет назад была объявлена банкротом. Две трети ее имущества перешло к немцам. Новые хозяева сосредоточились на выпуске качественной и очень дорогой обуви, которая экспортируется на Запад. К тому же руководству фирмы удалось добиться снижения средней заработной платы. Относительная дешевизна в сочетании с высоким качеством, как признается директор компании Карел Лешковски, и обеспечивает конкурентность продукции на внешнем рынке.

Среди вступающих в ЕС наибольшей неуверенностью и страхом отличается Венгрия, где была зафиксирована самая низкая явка на референдум. Местное издание "Непсабадшаг" пишет, что Венгрия, по всей вероятности, станет "бедной родственницей ЕС, и ей уготовлено место на галерке, но все же лучше сзади, чем за дверью". Непонятно, откуда такой скепсис. Ведь ежегодные иностранные прямые инвестиции в венгерскую экономику составляют в среднем 2.200 евро на душу населения и являются самыми высокими в регионе...

Не все безоблачно и на латышском небосклоне настроений. Основной мотив скептиков состоит в том, что Западная Европа не заинтересована в усилении конкуренции. ЕС не нужна сильная экономика в странах, претендующих на вступление в эту организацию. Критику вызывают и недостаточные субсидии из Брюсселя на развитие сельского хозяйства. Иного мнения придерживаются сторонники присоединения Латвии к Евросоюзу, среди которых - все крупные политические партии страны. По их общему мнению, только членство в ЕС гарантирует продолжение структурных преобразований и выход на мировые рынки сбыта. Впрочем, в глазах латышских обывателей довод скептиков, что после вступления Латвии в Евросоюз поднимутся цены на продукты, более весом, нежели предрекаемые радужные глобально-экономические последствия.

Уже на примере этих четырех наиболее продвинутых "новых европейцев" видна схожесть проблем. Ситуация в остальных шести странах (за исключением разве что Словении) характеризуется лишь большим драматизмом. Почему же население стран-кандидатов с таким воодушевлением воспринимает грядущее вступление в ЕC? Большинство наблюдателей сходятся во мнении, что в основе нынешнего выбора восточноевропейцев лежат причины больше политические и даже духовно-психологические, чем экономические. Как говорится, о цене обеда в клубе избранных не спрашивают.

Нынешний европейский этап интеграции приводит к непосредственному соседству Минска и Брюсселя, которое обязывает и Беларусь, и ЕС к определенным шагам на-встречу друг другу. Как утверждают специалисты, с экономической точки зрения от нынешнего расширения Евросоюза для нас больше положительных моментов, нежели негативных. Остается лишь получить от этих плюсов максимум выгоды.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter