Чкалов, Громов, Семенков

Наш земляк первым прилетел в Америку на реактивном самолете

Наш земляк не только доставил из Германии в Москву Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии, но и первым прилетел в Америку на реактивном самолете

Возле самолета Ли-2, перекрашенного в зеленый цвет, стоял экипаж во главе с боевым командиром Алексеем Ивановичем Семенковым. Ждали прибытия на аэродром высокого командования.

Еще накануне их вызвали в штаб:

— Завтра у вас будет очень ответственный полет. Конечный пункт посадки — Берлин. Готовьтесь тщательно!

И вот со стороны служебных зданий показалась группа легковых автомобилей. Из черного лимузина легко и быстро вышел начальник Главного управления гражданского воздушного флота страны маршал авиации Ф.Астахов. Подойдя к Семенкову, он сказал: «Этот полет, Алексей Иванович, принимай как задание правительства!»

Экипаж занял свои места, а в салоне разместилась правительственная делегация.

До Берлина 9 краснозвезд­ных истребителей вели и прикрывали их посадку на аэродроме Темпельгоф. Сверху было хорошо видно, что над куполом поверженного рейхстага уже развевалось Красное знамя.

Экипажу Семенкова приказали никуда не отлучаться и держать самолет в готовности к вылету. Долгожданная команда «На вылет!» пришла после полуночи 9 мая. К самолету подъехали несколько машин, и старший офицер штаба сообщил, что война окончена, поздравил всех с победой и передал Алексею Ивановичу пакет.

В пакете находились Акт о безоговорочной капитуляции Германии и несколько фотографий для московских газет. Все это необходимо было как можно скорее доставить в Москву.

В майском безоблачном небе постепенно гасли звезды. Светало. Лучи солнца озарили кабину. И в ту же секунду в наушниках послышались знакомые позывные: «Широка страна моя родная», а вслед за ними торжественный голос Юрия Левитана: «8 мая 1945 года в Берлине представителями германского верховного командования подписан Акт о безоговорочной капитуляции вооруженных сил. Великая Отечественная война, которую вел советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершена, Германия полностью разгромлена».

Утром 9 мая исторический «груз» был доставлен на центральный аэродром. Корреспонденты, не мешкая, ринулись в редакции диктовать написанные в самолете репортажи, а экипаж попал в объятия встречавших друзей.

Алексей Семенков связал свою жизнь с авиацией задолго до войны. Сельский парень из небольшой деревеньки Тесалы (ныне Гурки) Городокского района, что на Витебщине, с детства мечтал о небе.

И когда над деревней пролетали легкокрылые самолеты, едва не касаясь верхушек деревьев, его желание стать пилотом становилось еще сильнее. Рабочая закалка на ленинградском заводе «Красный Октябрь» позволила Алексею осуществить мечту. По путевке комсомола он поступил в Тамбовскую летную школу гражданского воздушного флота. Успешно ее окончил и остался там работать в должности пилота-инструктора.

Перед самым началом войны Алексей Иванович был уже командиром корабля Ли-2 московской авиагруппы особого назначения, которая вскоре перешла в подчинение генерального штаба Министерства обороны страны.

Уже на следующий день войны Алексей Семенков получает боевое задание: доставить боеприпасы в город Лугу Ленинградской области. С такими же заданиями были направлены в разные прифронтовые пункты и десятки его товарищей.

Возвратившись на базу Внуково, пилоты узнали, что некоторые самолеты подверглись нападению фашистских истребителей, были повреждены, а один сбит.

Навсегда запомнились Алексею Семенкову полеты в осажденный Ленинград. Фашисты окружили город со всех сторон, чтобы задушить его голодной блокадой. Они бомбили, обстреливали из артиллерийских орудий. Но город-герой, вдохновляемый заботливой помощью всей страны, мужественно и стойко защищался.

По суше все пути к Ленинграду были отрезаны. Только через Ладожское озеро пролегали пути — водный и воздушный.

В тяжелых метеоусловиях, а часто и в штормовую погоду, самолет Семенкова, не раз атакуемый вражескими истребителями, пробивался в осажденный город на Неве. А обратными рейсами вывозил женщин, детей и стариков.

После выполнения боевых заданий под Москвой отважный летчик в мае 1942 года вновь направляется под Ленинград, теперь уже с задачей оказания помощи окруженной 2-й ударной армии на Волховском фронте. В одном из полетов после сброса груза с продовольствием и медикаментами самолет Семенкова был подбит.

Вот как докладывал об этом случае в боевом донесении командир 3-й эскадрильи майор В.Пущинский: «В ночь с 18-го на 19 мая сего года с точки «Хвойная» для выполнения боевого задания вылетел самолет ПС-84-3475 в составе экипажа: командир корабля Семенков А.И., второй пилот Осипян А.А., бортмеханик-инженер Кривенчук М.Ф., бортрадист Фомин П.Я., бортстрелок Пронягин А.М., кроме того на борту находились два бойца, сопровождавших груз. При прохождении линии фронта после выполнения задания, самолет подвергся интенсивному обстрелу зенитной артиллерии противника. В результате обстрела часть экипажа получила ранения. Командир корабля Семенков был ранен в правую руку и лицо, второй пилот Осипян получил тяжелые ранения головы, инженер-бортмеханик Кривенчук ранен осколком в голову… Отмечаю исключительное мужество командира корабля, который, несмотря на полученные ранения, благополучно довел и посадил ночью поврежденный самолет…»

Всего за войну Алексей Иванович Семенков совершил более 500 боевых вылетов, 300 — за линию фронта, 150 — к белорусским партизанам.

Полеты в Ушачско-Лепельскую зону Витебской области, в районы Борисова и Бегомля, на озера Червоное и Селяву всегда были сопряжены с большим риском, требовали высокого летного мастерства и мужества.

После Победы наступили мирные будни. На смену поршневым самолетам начала поступать новая реактивная техника. Полет за полетом, от высоты к высоте — таков был стремительный взлет боевого командира времен Великой Отечественной войны. Яркой страницей в историю вписан его дальний полет на первенце реактивной пассажирской авиации ТУ-104А, о котором 5 сентября 1957 года писала газета «Правда»: «Вчера в 6 часов 46 минут утра с Внуковского аэродрома стартовал пассажирский реактивный самолет ТУ-104. Он совершит трансатлантический перелет по маршруту Лондон—Кефлавик (Исландия)—Ньюфаундленд (Канада)—Макгайр (Америка).

Группу советских специалистов в этом полете возглавляет начальник транспортной авиации Гражданского воздушного флота А. Семенков…»

Через 40 минут после вылета ТУ-104 в Москве была принята первая радиограмма. Экипаж сообщал, что полет проходит на высоте 11 тысяч метров, позади остался Витебск, взят курс на Берлин.

Покрыв расстояние в 8920 километров за 13 часов 20 минут, несмотря на трудные метеорологические условия на значительной части пути, экипаж успешно совершил посадку на территории Америки.

Прибытие советского реактивного самолета вы­звало в США большой интерес. Это был первый советский самолет на американской земле после знаменитых перелетов Чкалова и Громова через Северный полюс. Многие зарубежные газеты назвали этот полет историческим. И в этом международном признании большая заслуга принадлежала белорусскому народу, воспитавшему опытного и мужественного летчика военных и мирных трасс.

Дальнейшая судьба этого человека была так же стремительна и разнообразна, как и сама авиация.

Успешно пройдя многие ступени роста, Семенков стал первым заместителем министра гражданской авиации. Позже руководил другими не менее важными участками работы в Аэрофлоте.

Ему было присвоено звание генерал-лейтенанта, высокое летное мастерство позволило стать Заслуженным пилотом СССР. Он налетал около 10 тысяч часов, немалая часть которых прошла в тревожном огненном небе войны.

За боевые заслуги отважный летчик был награжден многими орденами и медалями, в том числе двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени и орденом Александра Невского. Дважды в годы войны его представляли к званию Героя Советского Союза, но по каким-то причина это высокое звание не было присвоено. И только в мирное время заслуженная награда нашла своего героя.

В 1998 году указом президента Российской Федерации Алексею Ивановичу Семенкову было присвоено звание Героя России.

На снимке: А.И. Семенков.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter