Читаю Анатолия Сидоревича и вспоминаю про Макашова

Ровно полвека назад, 13 января 1953 года, было опубликовано сообщение ТАСС и весь мир облетела черная весть об аресте в Москве "группы врачей-вредителей".

Ровно полвека назад, 13 января 1953 года, было опубликовано сообщение ТАСС и весь мир облетела черная весть об аресте в Москве "группы врачей-вредителей". Им предъявляли жесточайшие обвинения: будто бы эти люди - знаменитые хирурги и терапевты, спасшие десятки тысяч жизней, в том числе и работая во фронтовых госпиталях, - оказались на самом деле "извергами и убийцами". Шум тогда поднялся страшный. Темные массы, как водится, поверили в эту средневековую провокацию. Вовсю шли митинги с требованием расстрелов и повешений. В подвалах Лубянки палач Рюмин (вскорости за это дело расстрелянный) собственноручно ломал кости старикам-врачам.

Страшный морок развеялся через несколько дней после смерти Сталина, в середине марта. Но эта дата остается черным пятном в календаре. Главным образом потому, что напоминает об опасности ксенофобии, деления людей по национальному признаку, пробуждения в обществе расовых инстинктов. Дело в том, что практически все "врачи-вредители", крупнейшие медики, были евреями. Все они, разумеется, кто не погиб под сапогами Рюмина и его банды, немедленно были реабилитированы, возвращены в свои клиники и продолжали лечить больных. Но тогда все это стало звонком, предупреждающим советский народ, только что прошедший войну, об опасности, которую таит в себе натравливание людей одной национальности на другую.

И вот в одной минской газете читаю я недавно статью Анатолия Сидоревича, который, кажется, преподает в каком-то учебном заведении, под названием "Знак, якога няма". Сидоревич пишет об убийстве в Минске в январе 1948 года актера и режиссера Соломона Михоэлса. И что же? В маленькой статейке, написанной пафосно и вроде бы с "гуманистических" позиций, я насчитал десяток раз использование слова "жид". Здесь и "жидовский театр БССР", и "жидовские актеры", и "американские жиды". И так далее, и так далее... И самое поразительное, что после всего этого непристойного хулиганства г-н Сидоревич пишет: "Беларуси нужно уважать память Михоэлса. Это было бы знаком благодарности за то, что он сделал для победы над гитлеризмом. Это было б актом покаяния за то, что допустили убийство актера на своей земле".

Цинизм, трижды помноженный на бесчувствие, бескультурность и моральную глухоту! Ничего себе "покаяние". Если бы "сьвядомы" Сидоревич был действительно образован и добр душой, то знал бы, что Соломон Михоэлс всю свою жизнь страстно боролся с теми, кто считал евреев "жидами". И своими поразительными спектаклями на сцене, и своей борьбой с фашистами всех мастей во время Великой Отечественной! Понятно, что Сидоревич начнет мямлить, что он употребляет гнусное словечко "жид" не с целью оскорбительной, а в русле "традиции": так, мол, на Беларуси велось давно. Припомнит Пушкина, Гоголя, Купалу, Бядулю... Все это так. Но после того, когда на пятый день нацистской оккупации в Минске появились листовки "Жиды города Менска!", извещающие о создании гетто, ни один благородный душой человек, ни один по-настоящему сьвядомы белорус не может опуститься до лексики палачей и подлецов, затопивших в 1941 - 1944 годах нашу землю невинной человеческой кровью. И это не вопрос филологии, а вопрос сердца и разума. Да, Янка Купала употреблял до войны слово "жид", но мог ли он представить безымянные рвы-могилы, трагедию сотен гетто, где немцы и полицаи убивали детей... Уверен, что Купала никогда не подал бы руки тому, кто и сегодня "ужывае" термин, от которого пахнет кровью. Про С.Михоэлса я и не говорю: считаю, что когда о нем говорят "жид", то его еще раз, хоть и под видом "покаяния", подло убивают и бросают под грузовик. И пусть это не костоломы Абакумова и Цанавы, а "iнтэлiгенты", которые воротят нос от пресловутого антисемита Макашова. Два сапога - пара...

 

БЕЛЕНЬКИЙ Р.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter