Сейчас, когда ночи становятся длиннее, а звезды все ярче, самое время почитать вместе с детьми и внуками сказки.

Читайте сказки, господа

Сейчас, когда ночи становятся длиннее, а звезды все ярче, самое время почитать вместе с детьми и внуками сказки...

Сейчас, когда ночи становятся длиннее, а звезды все ярче, самое время почитать вместе с детьми и внуками сказки. Лучше всего народные. Это ведь как со своими предками поговорить, посоветоваться. Кем быть? Каким быть? С кем?


Кем быть? Богатырем, «асiлкам», который растет не по годам, по часам. Кстати, все наши «асiлкi» — вундеркинды. Чуть наберутся сил, просят родителей: «Отдайте учиться!» И в путь–дорогу отправляются, когда уже изучать им нечего. Идут, чтобы мир посмотреть, себя показать. Но при этом, если детей несколько, младший часто остается с родителями — помочь и в последний путь проводить. Идут они не воевать, не завоевывать, защищать родную землю от змеев и подобной нечисти.


Каким быть? Добрым и работящим. Больше всего сказок у нас о тех, кто остался сиротой. Поможешь сироте, и тебе счастье улыбнется. И к старикам отношение особое. Японский студент, когда изучал белорусский фольклор, долго не мог понять, почему Баба Яга (Юга) плохая. Спрашивает: «Она женщина? Пожилая? Так как же она может быть плохой?» Если вспомнить, то герои наших сказок тоже входят в домик на курьих ножках не с циничною ухмылкой, всегда здороваются, помогают. Как уж Баба Яга потом себя поведет, это ее дело. Именно за уважительное отношение к старшим и беззащитным и еще за терпение, выполнение самой трудной работы, за творческий подход получают герои сказок то, о чем и не мечталось. Емеля на печи и выданное «по щучьему веленью» богатство в белорусских сказках не культивируются, то, чего не заработал, счастья не принесет. И помогают героям чаще всего не абстрактные волшебницы и волшебники, а умершие родители, к которым приходят на могилу за советом и поддержкой. Ведь у нас, в Беларуси, всегда так искренне, трепетно отмечают Радоницу, праздник, связующий нас с теми, кто жил на этой земле. Вообще–то тот свет и этот свет в нашей мифологии удивительным образом сосуществуют. Может, и правда, у каждого из нас есть свой дуб, на ветвях которого поют птицы — посланницы «выраю», куда отлетели души умерших, а у корней копошатся змеи и ужи, которые тоже, как и птицы, уползают осенью в свой «вырай». Под дубом нора — вход на тот свет. В наших сказках нет однозначно плохих или хороших героев. Потому, наверное, и выходят царевны замуж за змеев, а все богатыри, среди которых тоже встречаются те, кто ведет себя не всегда благородно, сражаются с этими змеями на равных, будто сами в себе хотят извести нечисть.


У каждого есть надежда стать лучше, добрее, научиться вдохновенно трудиться.


Вы видели, как на Сороки весной делают из теста сорок жаворонков? Сначала раскатывают колбаску (змейку), а потом ее закручивают так, что получается птичка. Змейка ползучая превращается в птицу летучую, которая на крылышках своих принесет весну, солнце.


Ведь солярные знаки у нас встречаются и на предметах быта, даже на колыбелях и домах. От зла нужно защищаться добром. Если тебя обидели, найди силы сказать: «Прости ему, Господи! И мне прости, Господи!» Солнце весной взойдет, и снег растает. Какой бы человек ни был, он всегда имеет шанс стать лучше, добрее.


С кем быть? Только с тем, кого любишь. Любовь преображает. В наших сказках девушка может полюбить бедного, старого, калеку, царевич взять в жены безручку. И, в конце концов, все будут счастливы. Семья — родители, братья, сестры, муж, жена, дети — всегда круг первый. Потом друзья, товарищи...


Самым таинственным нашим брэндом стала «папараць–кветка», которая цветет лишь в Купальскую ночь, и тому, кто найдет ее, помогает понимать язык птиц и зверей, а главное — обрести свое счастье. Как считают ученые, миф о «папараць–кветцы» имеет реальную основу. В Беловежской пуще и сейчас встречается так называемый королевский папоротник, споры которого расположены не на нижней стороне листьев, а на отдельной метелке, и они правда обладают способностью светиться.


Но меня лично особенно греет предание о том, как мужик пошел в Купальскую ночь в лес и вдруг начал понимать, о чем сова кричит, о чем его собака лает. Удивился, вернулся домой к утру, стал лапти снимать, вытряхивать и вдруг все: не понимает ни собаку, ни кур, что по двору бегают. Только тогда он понял, что ночью в лесу лаптем чудо–цветок зацепил, а утром он его попросту вытряхнул. Стал искать он тот цветок. Но его уже куры склевали, потому что цветок тот незаметный совсем был, маленький, невзрачный, как мокрица. Не ценит человек своего счастья. А когда оно уходит, только тогда и понимает, что потерял. Так обычно комментируют эту версию легенды в народе.


Читайте сказки, господа! Не успеете вовремя это сделать, ваш любимый ребенок будет думать (спасибо рекламе!), что «Крынiца» — это пиво, а «Два буслы» — водка... А в Беларуси ведь до сих пор верят в чудодейственную силу криничной воды и в то, что детей аисты приносят... Даже удивительно, что до сих пор сконцентрированная в архитипических, действующих на уровне подсознания образах духовность упорно преодолевает назойливый брэндовый кич. Да и у гостей, приезжих, которых мы так приветливо встречаем на нашей земле, самые чистые, святые для нас слова могут ассоциироваться совсем с иными, далеко не светлыми образами.


Опытные путешественники, прежде чем ехать в какую–то страну, обязательно знакомятся с ее языком, запоминают хотя бы несколько слов, выражений и читают народные сказки. Ничто так не раскрывает менталитет народа, как сказки. И ничто так не оживляет фантазию, творческие способности. В любой сфере. Ведь и в экономике, политике, науке сегодня нужно принимать неординарные решения. Доводить дело до конца, желательно счастливого. Что же касается сферы творческой, то здесь, если глубоко прочувствовать переданные нам нашими предками зашифрованные в образах коды, можно создать настоящие шедевры.


Самое яркое мое летнее впечатление — это дипломная работа выпускницы кафедры монументально–декоративного искусства Белорусской государственной академии искусств лауреата специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи Алеси Скоробогатой. Две картины, которые будут украшать интерьер посольства Беларуси в Азербайджане (руководитель дипломной работы Владимир Зинкевич). В них удивительным, сказочным образом передан сам дух нашего народа. «Ночь» и «День».


...Бусинки звезд, которые будто нанизывает на нити, создавая Вселенную, седобородый старец. Светящейся нитью он вдохновенно сплетает полотно, на котором являются и Сынковичский храм, и Ружанский дворец, и костел в Видзах. Его руки подобны рукам дирижера, а в глазах — сосредоточенность и сила духа. А второе полотно залито солнечным светом. Подсолнухи. Они такие разные, каждый со своим характером, неповторимою душой. Они напоминают и космические тела, и людей, которые, как и цветы, все время идут за солнцем. А создает это чудо скромная женщина, которая сидит и вяжет, вяжет полотно, будто исполняет на рояле великую музыку. Когда впервые увидела эти работы, почему–то остро почувствовала — да, это Беларусь.


А потом уже случайно открыла томик Максима Богдановича и прочитала написанные сто лет назад строки:


Упалi з грудзей Пана Бога,

Парваўшыся, пацеркi зор.

Яны раскацiлiся ў небе.

Усыпалi сiнi прастор.

I гэтак маркотна i пiльна

На край наш нядольны глядзяць...

Што ж чуюць яны там, што бачаць?

Чаго ўсё дрыжаць i дрыжаць?..


Чтобы так чувствовать и воссоздавать образный мир своей земли, нужно любить ее, глубоко и осознанно. Уверена, что в детстве молодая художница очень любила слушать сказки, которые читали ей родители.


Галина БОГДАНОВА, писатель, искусствовед.


Никаких покупок скрепя сердце


Политика, экономика, культура, повседневная жизнь общества — все состоит из мелочей, которые нельзя упускать из виду. В торговле книгами их тоже предостаточно. И очень жаль, что некоторым мелочам здесь не уделяют должного внимания годами и даже десятилетиями. Так, в государственных книжных магазинах ценники — маленькие прямоугольники белой бумаги — прикреплены к товарам с помощью обычных канцелярских скрепок. Сам по себе этот факт способен вызвать легкую улыбку и недоумение: на дворе XXI век, а часть работников торговли, сидя в подсобках, вручную нарезают тысячи и тысячи таких бумажек, затем наносят на них штрих–коды, снизу шариковой ручкой или простым карандашом дописывают стоимость книг, тщательно сверяясь с накладной, после чего раскрывают книги и прикрепляют к ним эти бумажки металлическими скрепками. Длительный ручной труд в эру массового автоматизированного производства и высоких технологий! И все бы ничего — подумаешь, мелочь! — да вот только скрепки должны надежно удерживать ценник, иначе он отвалится, а потому этим канцелярским предметом захватывают сразу несколько листов в начале или конце книги. В результате страницы (нередко титульные) сильно замяты, причем след остается навсегда. А снимая ценник, кассир в спешке может страницы даже поцарапать. Что еще неприятно, прямоугольные ценники к изданным пять–десять лет назад книгам удерживают скрепки, которые уже тронул налет ржавчины. Рыжий след на белом бумажном листе неизбежен, и его не сотрешь.


Скрепки можно встретить абсолютно во всех изданиях — от сборников Правил дорожного движения до многотомных энциклопедий. Зарубежная литература тоже «скреплена». В общем, все книги, реализуемые торговыми предприятиями госсектора, одинаково мечены, все слегка повреждены. А ведь приобретенный товар не должен иметь дефектов — мы ведь обязательно возвратим назад обувь или, к примеру, стиральную машину, если обнаружим царапину, трещину, механическое повреждение, правильно? Вот и новые книги, которые имеют явные дефекты в виде достаточно глубоких вмятин (иногда на 10 — 15 страницах, идущих подряд!), нужно возвращать продавцу — уверен, книжные магазины только тогда задумаются, обратят внимание на эту «мелочь», когда возврат товара приобретет массовый характер. Заметьте, товара дорогостоящего, ведь книги сейчас очень недешевы, даже те, которые изданы на обычной газетной бумаге. Лично я намерен поступать впредь именно так, причем обязательно буду требовать книгу замечаний и предложений. Последней каплей, переполнившей мое терпение, стал поврежденный ценником–скрепкой роскошный, редчайший альбом Александра Алексеева и Олега Лукашевича «Спадчына Беларусi. Скарбы». Буду жаловаться!


Павел АБРАМОВИЧ, литературный критик.

 

Советская Белоруссия №205 (24342). Среда, 30 октября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter