Чистые труды

Воду в Нарочи мутить нельзя!
Воду в Нарочи мутить нельзя!

Нарочанский край для Беларуси больше чем просто голубые озера, девственные леса, причудливые холмы и целебный воздух. Это, как и Беловежская пуща, визитная карточка страны, формирующая ее туристический имидж. Отдыхавшие на озере лет десять назад ныне вряд ли узнают как сам курортный поселок, все больше приобретающий по–европейски ухоженный вид, так и прилегающие к нему территории. Своему преображению эти места во многом обязаны созданию Национального парка «Нарочанский» и реализации Государственной программы экологического оздоровления озера Нарочь на 2005 — 2008 годы, утвержденной около двух лет назад указом Президента. Комплекс мероприятий, предусмотренных этим документом, призван уравновесить «интересы» природы и человека. Государство выделило 49 млрд. рублей на то, чтобы с наращиванием туристического потока не нарушалась экология. Более 60 процентов от этой немалой суммы уже израсходовано. Каков эффект? Чтобы увидеть первые результаты масштабной работы, корреспонденты «СБ» отправились в совместный рейд с сотрудниками Комитета госконтроля.

Ферма давит природу

Первая остановка — молочнотоварная ферма «Азарки» СПК «Лукьяновичи». Выбор не случаен. О сельхозпредприятиях, как об одной из главных причин нарушения экологического равновесия, заговорили еще полвека назад... Тогда санитарные службы забили тревогу: cтоки с ферм, удобрения с полей загрязняют Нарочь! В середине прошедших 80–х был предложен рецепт оздоровления: с берегов убрали фермы и посевы сельхозкультур, вдоль озера создали лесозащитные полосы. Однако время показало — сделанного недостаточно, и многие мероприятия по снижению ущерба, наносимого аграрным производством, в прошлом году внесли в государственную программу экологического оздоровления региона. Среди ее объектов — и ферма «Азарки», от которой до озера Баторино, входящего в нарочанскую группу, всего несколько сот метров...

Картина, открывшаяся на самой ферме и в ее окрестностях, произвела, прямо скажем, грустное впечатление. Не вдаваясь в подробности, отмечу, что хозяйство буквально утонуло в «органике». Хотя на благоустройство фермы по программе ему было выделено 250 миллионов рублей. Куда ушли бюджетные деньги? «Истрачено уже 160 миллионов рублей — на канализацию и асфальтирование дорожек, — констатировал начальник главного управления контроля за работой агропромышленного и природоохранного комплексов Комитета госконтроля Владислав Цыдик. — А первоочередная проблема не решена: навозохранилище, являющееся главным источником загрязнения для здешних водоемов, не реконструировано и продолжает негативно влиять на экологию. Стоки, попадая в грунтовые воды, переносятся в озера. Кроме того, хозяйство нарушает технологию внесения навоза: вместо компостирования его в жидком виде просто выливают на поля. Внесенный весной в составе той же соломы или торфокрошки, он бы «работал» на урожай, в то время как сейчас — больше на загрязнение озера».

К сожалению, это оказалось не единственным нарушением в «Лукьяновичах», расположенных в водоохранной зоне. Путешествуя по его территории, мы увидели еще немало картинок, опасных для природы. Например, навоз, вываленный прямо у небольшого пруда. «Наверное, это дело рук нового механизатора, — попытался оправдаться главный инженер хозяйства Владимир Койко. — Не объяснили ему, куда везти, где выгружать. Но это, уверяю вас, частный случай...»

Но как тогда расценивать разбросанные у опушки леса черепа и кости домашних животных, открытые крышки вкопанных бочек, приспособленных под скотомогильники, откуда, да простят меня читатели за подробности, разносился по округе весьма специфический запах?.. Кстати, бочки, запросто способные стать источником инфекции, начали огораживать забором только в день нашего приезда. До этого они были вполне доступны не только для диких обитателей лесов, но и для домашних псов... «Все что угодно ожидала увидеть, но только не это, — всплеснула руками главный санитарный врач Мядельского района Наталья Малько. — Это ведь не только антисанитария, но и угроза бешенства, с которым в районе и так неблагополучная обстановка».

Хотя, по большому счету, кому как не районным службам — санитарным, ветеринарным, экологическим — знать о том, что происходит на подведомственной территории? Тем более если ее экологическое состояние имеет общегосударственное значение...

Что нам стоит недостроить?..

С целью оздоровления Нарочанского края программа предусматривала реконструкцию общекурортного канализационного коллектора, в последние годы доставлявшего немало проблем. Только в ноябре из–за порывов стоки из него неоднократно выходили на поверхность. Однако из 8 километров, которые до конца года должны были быть сданы в эксплуатацию, проложено лишь 1,4 км. Вместо двух ниток коллектора сейчас под землей одна. «Из 1,2 млрд. рублей потрачено более половины, а выполнено работ всего двадцать процентов от задания, следовательно, деньги ушли на ветер, — делает неутешительный вывод Владислав Цыдик. — Придется опять копать землю, чтобы уложить вторую нитку коллектора, на что дополнительно потребуется 67 миллионов рублей. Поручение Президента сорвано: до конца года остается меньше месяца...»

Если реконструкция коллектора — довольно трудоемкое дело, то обустройство тротуарных дорожек вряд ли требует большой науки. Однако даже это дело в курортном поселке Нарочь стало проблемой. Удобный пешеходный путь, выложенный тротуарной плиткой вдоль побережья, обрывается задолго до конца маршрута. Оказывается, строители допустили вопиющую недоделку осознанно, выполняя план по 20–процентной экономии средств. Вместо того чтобы добиваться этого результата путем внедрения передовых технологий и эффективной организации труда. В то же время на собственные премии денег не жалели: выплаты, как показали проверки Комитета госконтроля, были завышены на 18,5 млн. рублей.

Дворцы у озера

Заиметь домик на берегу одного из самых красивых в стране озер мечтают многие. Собственно, в самом желании ничего плохого нет. Пока оно, конечно, не пересекается с законом. Так сложилось исторически, что в деревне Наносы дома местных жителей, построенные десятки лет назад, подходят близко к воде. Новое же строительство в прибрежной полосе не разрешается ближе чем на расстоянии 30 метров от озера. Но фундаменты, дома прямо у воды появляются здесь с завидным постоянством. В сельисполкоме отрицают выдачу разрешений на подобное строительство. Но последний дом–красавец, похожий на теремок с картинки, «вырос» минувшей осенью за считанные недели. Выяснилось, что его хозяин, владелец минской коммерческой фирмы, в июне приобрел участок со старым домом и строением. В сентябре случился пожар (случайно ли?), и на месте пепелища появились два новых строения, но уже явно сдвинутые в сторону озера. Мы специально померили расстояние от крыльца до воды — 12 метров! Невдалеке от этого владения возвышается фундамент, расположение которого тоже явно не укладывается в строительные требования побережья...

«Материалы уже переданы в прокуратуру, которая должна принять решение о судьбе незаконных построек, — говорит Владислав Цыдик. — Эти негативные факты, как и другие нарушения, выявленные в ходе проверки реализации госпрограммы по оздоровлению Нарочи, мы изложим в письме на имя Президента. Кроме того, на днях состоится коллегия КГК, где также будут обсуждаться эти вопросы. Думаю, что по результатам их рассмотрения будут не только приняты решения о наказании должностных лиц, допустивших эти вопиющие нарушения, но и выработаны предложения для Правительства и органов исполнительной власти на местах по принятию нормативных актов, предотвращающих подобные факты впредь».

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter