Чистые дивиденды

Узнав о теме нашего разговора, заместитель председателя Могилевского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Николай ЯРОМЧИК сразу заметил, что взаимоотношения производственной сферы и природы оставляют желать лучшего. Иногда производственники в погоне за сиюминутной выгодой готовы пренебречь природоохранными законами и правилами. А потом, чтобы каким-то образом выправить ситуацию, затрачивают значительно большие средства и усилия, чем полученная прибыль.
— А в чем первопричина такого отношения, Николай Витальевич?
— Как ни крути, но руководитель предприятия выступает единым в двух лицах: как босс и как человек. Если эти две ипостаси в нем, что называется, сбалансированы, тогда природоохранительным органам беспокоиться нет причин. Даже несмотря на серьезные факторы, не дающие возможности сразу и резко уменьшить отрицательное воздействие производства на окружающую среду, — несовершенство технологии, большой износ оборудования, отсутствие оборотных средств, — они предпринимают все возможные меры, чтобы снизить количество вредных выбросов в атмосферу. Только в минувшем году было осуществлено 48 мероприятий, позволивших более чем на 137 тонн уменьшить эти выбросы. Если же брать временной отрезок продолжительнее, скажем, с 1990 года, то достигнут шестикратный эффект.
Можно привести конкретные примеры. Скажем, РУП “Могилевский завод “Электродвигатель” затратил на то, чтобы воздух стал чище, почти 347 миллионов рублей и уменьшил выбросы на 29 тонн. ОАО “Могилевхимволокно” вложило в природоохранные меры более 120 миллионов рублей, и воздушный бассейн города от этого тоже стал значительно чище. А ведь нельзя сказать, что эти предприятия купаются в финансовом благополучии. Однако же находят средства на улучшение экологической обстановки.
А с ОАО “Могилевский завод искусственного волокна” просто беда. И не только потому, что это одно из старейших производств в городе. Выбросы у него специфические — сильно и неприятно пахнущий сероводород. Кроме того, по соседству расположены кожевенный комбинат, регенератный и желатиновый заводы. Поэтому в жаркую погоду из западного промузла исходит очень сильное амбре. Не зря местные власти поставили перед производственниками жесткие условия, вплоть до закрытия предприятия.
Со своей стороны и мы держим ситуацию под постоянным контролем. В минувшем году проверили воздухоохранную деятельность 1797 предприятий и организаций. 169 должностных лиц наказаны административно, причем 76 из них оштрафованы.
— То, что нерадивцев наказываете рублем, понятно. А поощряете ли тем же рублем радетелей за чистоту природы?
— Конечно, тем более что такую возможность дает соответствующий Указ Президента Беларуси. Ведь каждое предприятие обязано платить так называемый экологический налог. Так, в минувшем году за добросовестное отношение к охране окружающей среды, осуществление эффективных природоохранных мероприятий 19 плательщикам такого налога он был снижен на общую сумму более 279 миллионов рублей.
Очевидно, что значительно выгоднее соблюдать правила природопользования, чем пренебрегать ими. Уверен, что все понимают это. И все же далеко не везде поступают соответственно. По-прежнему “дают жару” городу сталелитейные производства ОАО “Могилевский металлургический завод” и филиал РУПП “БелАЗ”.
— В последнее время главным отравителем воздушного бассейна было принято считать автомобильный транспорт. Что-нибудь изменилось? И каковы перспективы решения этой проблемы?
— Да, автотранспорт пока остается “бельмом в экологическом глазу”. Вред для атмосферы от него вдвое превышает все остальное. У ситуации два основных аспекта: “пожилой” возраст автомобилей и недобросовестность тех, кто их эксплуатирует. Всеобщее увлечение иномарками привело к тому, что наши дороги наводнены машинами, возраст которых исчисляется десятилетиями. Дороговизна их ремонта, когда, чтобы достичь результата, необходимо менять целые узлы или агрегаты, закрывает глаза владельцев на дымность и содержание в выхлопных газах СО и СН. Даже карательные меры в виде штрафов кардинально обстановку изменить не могут. Ведь все машины не проверишь. А из проверенных в прошлом году почти 38 тысяч  автомобилей каждый шестой оказался “экологически грязным”. Около 4 тысяч водителей за это уплатили больше 62 миллионов рублей штрафов.
В общем-то работы по регулировке топливно-газового оборудования, особенно легковых машин, не отличаются сложностью. Но автомобилизированность горожан растет, а пунктов диагностики и регулировки почти не прибавляется. На них должны работать знающие специалисты, необходимы сертификат на право выполнения этих работ и соответствующее оборудование. Конечно, большой выгодой тут не пахнет, но делать это необходимо.
Не так давно таможенники увеличили плату за ввозимые в страну автомобили. Особенно ощутимой она стала в отношении “великовозрастных” машин. Думаю, эта мера на какое-то время позволит стабилизировать ситуацию с вредными транспортными выбросами. Но по дорогам страны по-прежнему бегают десятки тысяч подержанных авто. И как “стабилизируешь” ответственность их владельцев?
Остается одно: проверять больше и наказывать рублем строже.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter