Безопасно ли покупать ягоды на рынках: ищем радиоактивную чернику

Чисту ягоду рвали вместе

Зачем сборщикам ягод пропуск в лес? Все ли торговцы имеют справки об их качестве? Что показывают дозиметры?
Зачем сборщикам ягод пропуск в лес? Все ли торговцы имеют справки об их качестве? Что показывают дозиметры?


В ЧЕРНИЧНЫЙ сезон, когда один за другим отменяются запреты на посещение лесов, многие из нас ринулись за витаминами. Белкоопсоюз уже заготовил 665 тонн черники, или 106 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причина успеха — правильно поставленная точечная работа. Во время пожароопасных периодов, говорит начальник управления заготовок Белкоопсоюза Оксана СКИНДЕР, принимались все меры, чтобы закупить ягоду там, где только возможно это было сделать. Средняя цена составила 25—28 тысяч рублей за килограмм. 

Обычно каждый год на экспорт отправляют 90 процентов собранной ягоды. В этом году постарались максимально реализовать ее в свежем виде на внутреннем рынке по доступной цене (36—44 тысячи рублей за килограмм), в то время как литр у частников стоит 40 тысяч. Конкурировать Белкоопсоюзу приходится не только с официальными продавцами, но и с торговцами на трассах, сбывающими товар без всяких документов. Корреспонденты «СГ» изучали черничный вопрос.

«А справка где-то затерялась...»

У перекупщика на столичном рынке «Серебрянка» изъяли около 100 килограммов черники на сумму более 4 миллионов рублей, загрязненной радионуклидами. А как-то раз здесь же утилизировали аж 95 килограммов ее. Ежедневно лаборатория рынка проводит около 40 проб, сотрудники следят, чтобы в торговых рядах не было продавцов, не проверивших свою продукцию. Пока факт таков — больше всего некачественной ягоды привозят из Брестской области, говорит заведующая здешней лабораторией Оксана Мирончик и советует спрашивать талоны с заключением ветеринарно-санитарной экспертизы. 

Отправляемся на Комаровский рынок, куда стекается ягода из разных регионов страны. В отдельном ряду ипэшники, которые закупают чернику у сельских жителей. Предлагают купить ее за 45—55 тысяч за килограмм. Откуда черника? Из Дрогичинского, Слуцкого, Столбцовского, Брестского и Гродненского районов. Самая дорогая — из Витебского. Интересуемся у одного из продавцов: не фонит ли ягодка? Тот с изумлением смотрит на нас:

— Каждое утро мы сдаем ее на проверку, — протягивает листок с печатью.

У продавца, представившегося Викторией, справки не оказалось:

— У меня здесь несколько точек, документ где-то затерялся…

Отдельно от конкурентов стоят и сами сельчане, накануне собравшие ягоду. Главная единица измерения у них — литр. 

— Так проще, весы не нужно с собой в такую даль таскать, — объясняет преимущества Мария Петровна из Пуховичей. — За литр беру 40 тысяч. Документа у меня пока нет, муж пошел получать. Очереди в лаборатории по утрам — о-го-го какие! Верьте мне на слово — моя ягодка чистая! 

Чернику из Минского района предлагает и юная продавец. За литр просит 30 тысяч. Талон, подтверждающий безопасность, показать не может: «Мама ушла обедать в столовую и забрала бумажку с собой. Вот-вот придет». 

Рядом торгует пожилая дама из Столбцов. Сначала предложила нам купить литр черники за 40 тысяч, а потом… самим сходить в лабораторию и проверить ее на радиоактивность. Мол, свой талон забыла в лаборатории. Продавали чернику и приезжие из Смолевичского и Осиповичского районов, они же охотно предъявляли документ.

Ветеринарный врач лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы №4 Комаровского рынка Анна Варочкина поясняет, что продавцы по закону обязаны проверять дикорастущую продукцию на радионуклиды: «У каждого, кто торгует той же черникой, должен быть талон с заключением, где записаны имя и фамилия продавца, наименование товара, количество беккерелей в нем. Почему некоторые такие простые требования не выполняются? Возможно, из-за того, что процедура проверки занимает около часа, или люди знают, что качество ягод далеко не безупречно. Чтобы выявить нарушителей, сотрудники нашей лаборатории каждый день проводят рейды, где проверяют талоны. Если их не оказывается, отправляем продавцов на проверку ягод. В случае превышения содержания радионуклидов товар изымаем». 

Только по лесному билету

Черничный сезон на Брестчине подходит к завершению. Из-за продолжительной засухи крупные ягоды можно было собрать только в низинах. В Столинском, Лунинецком, Пинском районах опытные сборщики их хорошо знают. Сюда приезжают и заготовители райпо. Чернику принимают в магазинах. 

— Если бы мы сидели на месте и ждали, пока к нам придут, то, наверное, ни килограмма бы не заготовили, — рассказывает продавец магазина деревни Чучевичи Лунинецкого района Татьяна Насеня. — Берем бус, выезжаем к местам массового сбора и там закупаем ягоды. Сейчас принимаем по 25 тысяч, начинали с 22 тысяч за кило. Люди чернику сдавали неохотно, шли к частникам, берущим подороже. 

На сегодня только из этого магазина в Лунинецкое райпо отправили больше тонны черники. В лесах в окрестностях деревни радиационный фон в норме. Но на Лунинетчине есть такие места, где собирать ягоды нельзя. Возле Чучевичей же радиации нет, контролирующие службы ведут постоянный мониторинг ситуации. Каждый килограмм черники проходит проверку. 

В нынешнем году заготовительный сезон осложнен и засухой. Несколько недель назад ввели запрет на посещение лесов. Правда, для сборщиков черники сделали исключение.

К заготовителям требования еще строже. Все, кто закупает дикоросы, должны приобрести лесной билет. У Татьяны Романовны такой есть. Словом, заготовку черники она ведет в полном соответствии с законодательством. 

Всего в Лунинецком райпо черники закупили около 2 тонн.

— Немного, но и мест, где разрешен сбор ягод, у нас мало, — объясняет председатель правления Максим Сумар. — Все, что принимаем у населения, проверяем на нитраты, радиацию. Каких-либо нарушений нет. 

Не больше кюри

В Могилевской области черники заготовили почти 77 тонн, что уже больше, чем за весь прошлогодний сезон (55,9 тонны). По словам начальника отдела Могилевского облпотребсоюза Алексея Сиротина, ягода проходит тщательную проверку. Ее замораживают для отправки на экспорт, а также частично продают на крупных центральных рынках в Могилеве и Бобруйске, уже реализовали около 20 тонн. Закупали от 15 до 28 тысяч рублей за килограмм. Продают в розницу за 30—39 тысяч. 

Врач-гигиенист отдела радиационной гигиены Могилевского областного ЦГЭиОЗ Лариса Щемелева говорит, что местность, загрязненную цезием-137, в каждом районе мониторят лесники. Если заражение местности более кюри на квадратный километр, то на таких территориях устанавливают специальные таблички:

— В прошлом году 14,2 процента лесных ягод (в том числе и черники), поступавших на проверку, оказались грязными. Больше всего их на Чериковщине (26,4 процента), Славгородчине (25 процентов), Краснопольщине (50 процентов), Быховщине (25 процентов). Чистые районы — Глусский, Кировский, Горецкий, Костюковичский, Осиповичский, Шкловский. 

Встречаются предупреждающие знаки и в лесах Гомельской области. Инженер-радиолог Наровлянского спецлесхоза Галина Попович делится информацией:

— В этом году обновили 20 знаков радиационного контроля, всего их 95. Лесхоз поделен на три зоны. В первой можно собирать ягоды и грибы с обязательным дозиметрическим контролем, во второй запрещается сбор дикоросов, а также нельзя пасти скот, косить сено. В третьей зоне находиться нельзя вообще. Знаки установлены на всех въездах в лес, и невозможно их не заметить. 

Проба через раз

В Центре гигиены и эпидемиологии Лельчицкого района в этот сезон еще не исследовали ягоды: леса посещать запрещалось. Помощник врача-гигиениста Лиина Демьянова объясняет, что из года в год уровень радиации примерно одинаковый:

— В прошлом году провели 57 проб грибов, 32 оказались с превышением допустимой нормы. Содержание цезия-137 в половине проб ягод выше нормы. Деревни, где дары леса могут оказаться радиоактивными, — Гребени, Ударное, Марковское, Буйновичи, Боровое, Синполье и других...

Сотрудники центра регулярно проводят рейды и выявляют недобросовестных заготовителей. Уже составлен один протокол об административном правонарушении, в прошлом году таких было четыре. Число проверок будет возрастать. Чем чаще всего грешат? Заготовители проверяют ягоду не у каждого сдатчика. Вдобавок ко всему заготовитель сам должен иметь медсправку, сдать санминимум, указывать объем и уровень радиации в лесной продукции каждого, кто несет ягоду из леса, в специальном полевом журнале. Для приема нужно отдельное помещение — с рукомойником, водой, санодеждой. Увы, есть это все не везде.

Лиина Демьянова советует все ягоды передавать на исследование в Центр гигиены и эпидемиологии. Хотя и здесь свои требования. Минимальный объем пробы — не меньше чем пол-литра. Процедура бесплатная, занимает всего 10—15 минут. 

Главный государственный санитарный врач Гомельского областного зонального центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Александр Тарасенко по итогам исследований говорит: 

— В этом году из 28 проб ягод 7 — с превышением уровня радиации. Из 16 проб грибов — превышение нормы в четырех случаях. Все это люди собирали для себя. А вот у заготовителей (райпо, частных предприятий) ни одна проба не показала превышения. Те, кто продает чернику на рынке, не хотят подводить покупателя. 

Отдел сельской жизни, Александр КУРЕЦ, «СГ»

kurec.a@mail.ru

Фото Игоря МАТЕЛЕНКА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter