Чистота по принуждению

Беларусь внедряет европейские подходы к управлению твердыми бытовыми отходами...

Беларусь внедряет европейские подходы к управлению твердыми бытовыми отходами

Есть такие темы, актуальность и злободневность которых никому не надо доказывать. Одна из них — обращение с отходами потребления. Пластиковые пакеты, бумага и картон, стеклянные и ПЭТ-бутылки, жестяные банки… Производители изощряются кто во что горазд, чтобы создать упаковку, способную привлечь покупателя. Однако жизненный цикл ее чаще всего недолог: после нехитрых манипуляций все это красочное разнообразие отправляется прямиком на свалки, которых в Беларуси огромное количество. Там же в конечном итоге оказываются и отслужившие свое бытовые товары, как то: холодильники, стиральные машины и микроволновые печи.

Убери за собой сам

В 2010 году, по расчетам специалистов, в республике на полигоны для захоронения вывезено 3,8 млн. тонн твердых коммунальных отходов, из них 70 % — из жилищного фонда. И эти цифры постоянно растут. При этом собрано традиционных видов вторичных материальных ресурсов не более 8—9 % от объема образованных твердых коммунальных отходов. Заметно изменить ситуацию может принятие указа «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления», который сейчас находится на рассмотрении в  Совмине. «Действующая ранее чисто фискальная система взимания с производителей и импортеров экологического налога и его административного перераспределения не привела к развитию в нашей стране этой отрасли, — поясняет начальник Управления торговли и госзакупок Минэкономики Людмила Юрченко.— Поэтому в документ заложены новые, европейские подходы к управлению отходами».

Суть этих подходов — обязать производителей и импортеров товаров в упаковке обеспечить сбор и использование ценного вторичного сырья по нормативам, установленным государством. Нормативы уже определены проектом указа: для пластмассы — не менее 20 %, стекла — 25 %, бумаги и картона — 30 %, металла — 15 %. Например, обувное предприятие в течение года реализовало на внутреннем рынке 200 тысяч пар в картонной коробке. Соответственно 30 % от использованного картона производитель будет вынужден собрать и переработать. Сделать это можно тремя способами: создать собственную систему сбора, заключить договор со специализированной организацией либо войти в совместную систему сбора и вторичного использования упаковки (например, управляющую компанию). По такой же схеме будут действовать производители и импортеры отдельных бытовых товаров, правда, норматив для них пока не определен.

Новую систему сбора планируется создать в течение 2011—2012 годов, а с 2013-го к ней будет подключен и залоговый механизм. Хотя ничего принципиально нового белорусский потребитель не увидит, ведь он уже привык к тому, что стеклянная бутылка имеет свою стоимость, которую можно вернуть. В этот перечень залоговой тары будут также включены ПЭТ-бутылка и жестяная банка.

Инвестиции без посредников

Таким образом, средства производителей и импортеров напрямую, минуя различные бюджетные фонды, пойдут в сферу управления отходами. Это вложения в создание собственных и совместных систем, а также текущие расходы, включая оплату услуг специализированных организаций по сбору и переработке отходов. Второй источник финансирования — стоимость вторичных материальных ресурсов, полученного из них вторичного сырья и продуктов их переработки. Их можно продавать не только на внутреннем рынке, но и с успехом поставлять на экспорт. Например, большим спросом за рубежом пользуется крошка из ПЭТ-бутылок, которые у нас фактически валяются под ногами, загрязняя окружающую среду.

По некоторым оценкам, в составе коммунальных отходов потребления доля упаковки может достигать 30—40 %. За эту часть и будут нести ответственность юридические лица. Расходы по вывозу и обезвреживанию остального мусора должны в идеале покрываться тарифами населения. Сегодня физические лица этой нагрузки практически не чувствуют: в платежках на оплату жилищно-коммунальных услуг строчка «вывоз и обезвреживание ТБО» присутствует разве что формально, учитывая величину оплаты. Здесь все еще применяется перекрестное субсидирование, и часть расходов коммунальных служб финансируется за счет бюджета.

Одни ждут, другие думают

До сих пор развитие рынка вторичных материальных ресурсов и их переработки сдерживало отсутствие необходимой законодательной базы. Подготовленный проект указа, безусловно, не панацея от всех бед, но его принятие подтолкнет к развитию экономически выгодных отношений в этой сфере. В этом уверены как специалисты органов госуправления, так и представители бизнеса. Кстати, бизнес занял по этому вопросу очень активную позицию, в хорошем смысле лоббируя продвижение своих интересов. Предприниматели даже перевели проект указа на немецкий язык и отправили на экспертизу одной авторитетной организации Германии. По ее заключению, Беларусь движется в правильном направлении, воспринимая передовой зарубежный опыт. С одним но: нормативы по сбору и переработке отходов, установленные для производителей и импортеров продукции, явно недотягивают до уровня европейских.

На сегодняшний день, по данным Минэкономики, в республике действует около 250 организаций-заготовителей и индивидуальных предпринимателей, 94 сортировочные станции, 140 организаций в системе жилищно-коммунального хозяйства, 430 переработчиков. «Начинать эту работу будут имеющиеся структуры, — поясняет Людмила Юрченко. — Но мы рассчитываем, что указ создаст привлекательные условия для работы малого бизнеса в этой сфере, появится интерес к развитию».

Документ разработан с учетом совместных подходов министерств экономики и торговли, он уже согласован со всеми органами государственного и местного управления. Против выступает Минприроды: в ведомстве настаивают на возврате к ранее действующей системе обращения с отходами потребления. «Однако и европейский, и наш собственный опыт показал, что такая практика не способствует эффективному развитию сферы обращения с отходами», — подчеркивает представитель Минэкономики. К какому консенсусу придут специалисты, покажет время. Возможно, ситуация прояснится уже очень скоро. Во всяком случае, участники рынка с нетерпением ждут установления новых правил игры на этом рынке.

В конечном итоге новый подход к сбору и переработке твердых бытовых отходов поможет достигнуть баланса экономических и экологических интересов отдельных организаций и каждого жителя республики. Эксперты ожидают, что в дальнейшем на законодательном уровне будут совершенствоваться системы управления и другими видами отходов. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter