Чистое небо

Совместные учения российских и белорусских летчиков оценены на «отлично»
Совместные учения российских и белорусских летчиков оценены на «отлично»

Вчера небо над Беларусью сотрясал грохот двигателей военных самолетов — проводилась совместная командно–штабная тренировка Объединенной системы противовоздушной обороны государств — участников СНГ. К ней привлекались белорусские и российские боевые расчеты командных пунктов, дежурные подразделения соединений и воинских частей ВВС и войск ПВО. Журналисты «СБ» побывали в центре событий — на военных аэродромах в Мачулищах и под Барановичами.

Сюжеты заоблачных маневров

Ранним утром на аэродром «Мачулищи» под Минском прибыла из подмосковного Чкаловского российская военная делегация во главе с командующим дальней авиацией ВВС России генерал–лейтенантом Игорем Хворовым. Вместе с белорусским коллегой — заместителем командующего ВВС и войск ПВО, начальником авиации полковником Михаилом Левицким они приступили к руководству масштабными учениями, которые по известным для военных соображениям именовались тренировкой.

Всего привлекалось 33 воздушных судна, из них от Беларуси — 19. Учебно–боевые задачи решали 10 подразделений зенитных ракетных и 21 — радиотехнических войск Вооруженных Сил Республики Беларусь. «Сюжеты» в небе разыгрывались самые разные.

Вылетевшие из приволжского города Энгельса российские стратегические бомбардировщики Ту–160 и Ту–95 под командованием подполковника Андрея Малышева выступали в роли нарушителей режима полетов. Их вовремя обнаружили и вынудили совершить посадку в Мачулищах.

Белорусский Су–24, действуя как «угоняемое судно», также пересек воздушную границу Беларуси и России. С аэродромов Брестской области взлетали самолеты МиГ–29 и Су–24, которые обозначали действующих с неизвестными целями нарушителей белорусской государственной границы.

Случается, что немалые проблемы войскам ПВО приносит, говоря профессиональным языком, «маловысотная, малоскоростная и малоразмерная цель». Эту тему на тренировке также отрабатывали, а в роли нарушителя выступал вертолет Ми–8.

Предварительно оценивая результаты тренировки, командующий российской дальней авиацией Хворов высказался так:

— Белорусская противовоздушная оборона выполнила свои задачи на «пять». Имитирующие нападение бомбардировщики «сбиты».

Михаил Левицкий был более сдержан в оценках, однако подчеркнул, что задачи боевого дежурства выполнены, потенциал белорусско–российского военного сотрудничества возрос.

Полет «Шмеля»

В Барановичах присутствующие в очередной раз убедились, что Объединенная система ПВО — живой организм. Здешняя 61–я истребительная авиабаза уже давно принимает участие в ежегодных совместных тренировках с российскими коллегами, а вчера встретила очередной «десант» российских ВВС на своем аэродроме.

Уникальностью нынешней встречи военных стало то обстоятельство, что на взлетную полосу впервые за историю суверенной Беларуси должны были приземлиться тяжелые самолеты дальней авиации Ту–160, а также «изюминка» российских ВВС — самолет А–50, который еще на стадии разработки и проектирования получил кодовое название «Шмель». Это не просто узкопрофильный бомбардировщик или «транспортник». Скорее его можно назвать летающим командным пунктом. Кстати, его полное название — авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения. Суть работы «Шмеля» в том, чтобы на высоте просканировать окрестности, передать на землю координаты предполагаемой цели и навести истребители на эту цель. Радиус сканирования — около 400 километров, возможность обнаружения объектов противника не только в воздухе, но и на воде, и на земле — российский аналог американского «Авакса» впечатляет! Чтобы поднять 190–тонный гигант, нужен экипаж в полтора десятка квалифицированных специалистов.

По окончании тренировки наши летчики испытывали двоякие чувства. Все учебно–боевые задачи, конечно, были выполнены. «Шмель» на расстоянии 90 километров «увидел» контрольные цели (их роль сыграли российские бомбардировщики Ту–22), скоординировал «землю», а две пары белорусских истребителей вынудили «нарушителей» пойти на посадку. Об этом по окончании тренировки доложил заместитель командира авиабазы Александр Журавлевич. В то же время командир звена Виктор Ходыго сетовал на недостаток летной практики.

Что касается выполнения задач учения, то старший инспектор главкома ВВС России Вячеслав Касаткин высказал мнение, что все прошло на «отлично». Причем не менее слаженно, чем российский, сработали экипажи белорусских летчиков. Естественно, это не последняя совместная учеба военных летчиков России и Беларуси. Уже сейчас планируются дальнейшие учения с привлечением ВВС обоих государств. Ближайшее из них, возможно, состоится еще в этом году.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter