Чисто по-швейцарски

С Виктором Корбутом по стране и миру

Швейцария — это что? Дорогие часы, большие деньги в стабильных банках, отменного качества шоколад. А мы чем можем сравниться с самым благополучным государством Европы? Так вот, представьте себе, сходство наблюдается не только и не столько в наличии горнолыжных курортов в самом сердце «белорусской Швейцарии», на Логойщине. Вы улыбнетесь, но общие черты двух крайних уголков Европы обнаружились... прямо на улице.


Паоло — любитель русской словесности. Он путешествует по странам, где говорят по–русски. После Эстонии, России и Украины решил посетить Беларусь. Приехал в Минск, прогулялся по городу и очень удивился:


— Ни бумажки, ни соринки, ну прямо как в Швейцарии!


Сравнение, конечно, польстило. Хотя все мы давно привыкли к комплиментам по отношению к столичным (да и к витебским, брестским и т.д.) проспектам. Другого итальянца, которого мне довелось как–то сопровождать по городу, впечатлила ночная подсветка улиц. Что здесь необычного? Дело техники. Но это дело зацепило и Анри Луаретта, директора Лувра, посещавшего нашу столицу в июне прошлого года. Хорошая тенденция, однако.


Паоло тем временем отвесил поклон и окраинам:


— Я их сфотографировал! — воскликнул итальянец после экскурсии по «спальным» районам.


— А что там особенного? — лукаво спросил я.


— Я ехал в Беларусь, как в Советский Союз. Мне говорили, что это страна, которая осталась в прошлом, что здесь мрачные здания, опасно ходить по улицам. Но я не увидел Советский Союз. Здесь — Швейцария, — уверенно подвел черту итальянец под своими ощущениями от приключений в Беларуси.


Итальянцы вообще — одни из самых частых гостей нашей страны. Жителей Апеннин, согласно официальной статистике, побывало в Беларуси в прошлом году две с половиной тысячи, что почти столько же, сколько литовцев и немцев. Этого мало, но я привел данные о прибытии официальных туристов, зарегистрированных в турфирмах и гостиницах. Например, поляков, по тем же расчетам, побывало у нас всего на тысячу больше. Хотя вроде бы соседи.


Между тем в самом начале я упомянул о пресловутом швейцарском шоколаде. Так вот, хотите верьте — хотите нет, но и по сладкому счету мы сравнимы со Швейцарией. Приятель, живущий уже много лет в Западной Европе, побывав в родных Могилеве и Минске, возвращался домой с огромной сумкой продуктов. Он ее называл не иначе как «контрабандой». Владимир очень сильно нервничал, запаковывая в чемодан пакеты со сладостями «Коммунарки» и «Спартака», укладывая наверх кольца волковысских колбас.


Зная вкус друга, ценящего швейцарский шоколад и экзотическую кухню, я недоумевал: зачем ему тащить белорусскую еду в гурманный Евросоюз?!


— Она — настоящая. Если бы не ограничения Евросоюза по импорту продукции из Беларуси, страна могла бы прокормить пол–Европы натуральными курами, молоком и сладостями! — с интонацией эксперта канала «Евроньюс» сообщил дружище и вздохнул: — Осталось пронести стратегический груз через таможню.


Конфеты и колбасы государственную границу пересекли благополучно.


Между тем отзывы зарубежных гостей о стране нужно бы внимательно изучить. Я не уверен, что этим кто–нибудь занимается. По крайней мере, о такого рода опросах ничего не слышал.


Наблюдения со стороны помогут адекватно оценить достоинства и минусы Беларуси и белорусов в мире, понять, в чем мы Швейцария, а в чем экс–СССР. Стране нужен четкий промоушен — идеология на экспорт. Иначе в ближайшие годы нам придется радоваться каждой тысяче туристов. Но все это не то, нам нужны миллионы — и не только итальянцев и швейцарцев, а также испанцев, хорватов, греков, чехов, французов, к которым мы ездим, а они к нам пока не сильно спешат.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter