Чисто мужской вопрос

"Сегодня, ребята, мы будем делать молотки.
"Сегодня, ребята, мы будем делать молотки. Значит, так: показываю, как сверлить отверстие... Теперь ра-а-склиниваем, зачища-а-ем. Готово! А сейчас каждый берет по заготовочке и - за работу". Вы думаете, это я школьного учителя труда цитирую? Ошибаетесь. Учительницу! Завинчивать шурупы, чинить сливной бачок, работать напильником, стамеской, вытачивать болты, делать шпатели - всем этим мастеровым премудростям в некоторых столичных школах пацанов обучают... женщины.

Скажи мне лет пять назад, что прививать мальчишкам первые трудовые навыки будут представительницы прекрасного пола, право слово, не поверила бы. А вот поди ж ты... С чего это вдруг они начали осваивать исконно "мужские" предметы? Не от хорошей жизни. "Ну должен же хоть кто-то научить мальчишек отвертку в руках держать, - объясняла мне одна из преподавательниц технологии. - Половина ведь без отцов растет, в школе тоже мужиков нынче раз-два и обчелся. Вот и выходит, что больше некому".

Не сказать, чтоб мужчин в системе среднего образования совсем уж не осталось. Однако не случайно кадровую ситуацию в современной школе знакомая директриса с ходу охарактеризовала так: "Бабье царство". По данным главного информационно-аналитического центра Министерства образования республики, из 148.725 педработников, имеющих отношение к воспитанию подрастающего поколения в средних, вечерних и специальных школах, школах-интернатах, мужчин чуть больше 24,5 тысячи (т.е. 15,9 процента). В основном люди 30 - 55 лет, молодых же до 30 среди них - всего 20 процентов. А в итоге на 5 - 6 педагогических дам - один преподаватель мужчина. Специалисты называют этот процесс нарушением элементарного обновления кадрового потенциала. Загляните в любую массовую общеобразовательную школу и вы поймете, что это означает на практике. Большой вопрос, отыщется ли там мужчина-математик, биолог, химик (подрабатывающие уроками студенты не в счет) - по нынешним временам это большая редкость. Теоретически имеются "англичане", "французы" и прочие "иностранцы", но лично я их там не встречала. Драматизм ситуации заключается в том, что распадается даже традиционный школьный мужской триумвират: физрук, трудовик, физик или историк. Первые пока есть, вторые и третьи потихоньку "вымирают".

А нужны ли в школе мужчины, ежели женщины не только творчество Пушкина да правило буравчика детям излагают, но и табурет сколотить могут не хуже, и на токарном станке класс показать? Нужны. Уже хотя бы потому, что даже мастерски владея долотом да зубилом, женщины просто в силу своей природы не способны дать мальчишкам того, что называется мужским воспитанием. Психологи считают, что мужчины оказывают более сильное влияние на успеваемость и воспитание подопечных, нежели их прекрасные коллеги. Более того, за 10 лет существования республиканского конкурса педагогического мастерства его победительницей лишь однажды стала женщина. И это не случайно, уверен учитель географии Ланской СШ Малоритского района Вадим Шпетный - обладатель главного приза нынешнего республиканского конкурса профессионального мастерства "Хрустальный журавль-2001" и - новенькой "шестерки", ключи от которой ему вручил Президент Александр Лукашенко.

- Мужчине наиболее полно удается реализовать принцип партнерства в отношениях с учениками. Он более психологически устойчив, чем женщина-педагог, которую старшеклассники время от времени доводят своими выходками до истерики. Знаете, когда я ставлю "двойки" (хоть делаю это редко), никто не обижается. Потому что ставлю - за работу, а не от злости, и не от того, что пришел в класс в плохом настроении. А уж чтобы дети вывели меня из равновесия - такого в принципе не бывает. По моим наблюдениям, чем больше в школе мужчин, тем более гармоничная и менее нервозная там обстановка. То, как они относятся к женщинам-коллегам (вперед пропустить, руку подать), дети воспринимают как пример отношений между мужчинами и женщинами вообще. Я абсолютно согласен с теми, кто считает, что возвращение мужчин в школу - вопрос государственной безопасности. Ведь сегодня как получается: дома - мама, в садике - воспитательница, в школе - учительница. Кругом женщины. А потом удивляемся, дескать, какая молодежь инфантильная пошла, мальчишки за себя постоять не могут. А им ведь родину защищать.

- Вадим Павлович, как же вернуть мужчину в школу?

- Во-первых, платить надо так, чтобы он мог содержать семью. У начинающего учителя оклад - 40 тысяч. Я со всеми надбавками получаю чуть больше 100 тысяч. Даже для села это очень небольшие деньги. Но, сами понимаете, выбор для трудоустройства у нас невелик - школа да колхоз. А кто ж в городе-то на такие деньги пойдет? Ведь хлеб учительский тяжкий. Я три сезона помощником комбайнера отработал. Поверьте, подготовка к уроку у меня отнимает гораздо больше сил и энергии, чем сутки в поле... А как многие наши педагоги живут? Кто в общежитии, кто квартиру снимает и, что самое печальное, - перспектив ведь никаких. Нам порой завидуют, дескать, отпуск у учителей аж 48 летних дней. А спросите, когда они в последний раз в санатории были (если вообще были), по турпутевке с семьей отдыхали? - вряд ли вспомнят.

- И тем не менее вы же работаете. Причем уже 8 лет.

- Работаю, потому что учительство - одна из самых интересных профессий. Для меня важно быть среди ребят, понимать их, учиться у них. Но - в нашей школе на 22 учительницы всего 4 учителя... Так что если мы действительно хотим вернуть сюда мужчин, как говорится, в массовом порядке, красивыми словами, полагаю, не обойтись.

Как показывает мировой педагогический опыт, наиболее оптимальным вариантом расстановки кадров является тот, при котором самый высокий процент женщин - в начальных классах, так как малыши нуждаются в материнской заботе и ласке. На средней ступени имеется равное соотношение мужчин и женщин, а в старших классах - представительниц прекрасной половины не более 15 - 25 процентов. Чтобы достичь такого соотношения, только повышением зарплаты, боюсь, уже не обойтись.

На одной из секций II учительского съезда, где обсуждались некоторые итоги апробации обновленного содержания 10-летней базовой школы, был любопытный момент. С трибуны экспериментирующие дамы вдохновенно делились опытом и впечатлениями, как вдруг реплика из зала: "А мы сегодня мужчину-экспериментатора услышим?" - "А мужчины у нас не экспериментируют, они у нас руководят", - тут же отреагировал мужской президиум. Вот так: говорим о необходимости повышения престижа педагогической профессии, да толку, если даже "наверху" нет-нет, а проскользнет, мол, не мужское это дело. Мужчина-юрист, экономист, руководитель - это да. Чего ж удивляться, что нередко студентами - без пяти минут учителями школа воспринимается как наказание, от которого всеми силами пытаются "отмазаться"...

Малочисленность мужского представительства в школе - проблема не только для нашей республики. Остро стоит она и в России. Правда, в отличие от нас, там ее пытаются решать. Готовится закон об альтернативной гражданской службе, в соответствии с которым работа выпускника педвуза на селе учителем будет считаться прохождением таковой. Пока же проблему частично решили, дав отсрочку от призыва в армию сельским учителям. Сейчас бурно дебатируется вопрос об отсрочке и для городских педагогов. Правда, Дума эту поправку в закон о воинской службе пока не приняла. Ведь споры-то - нешуточные: военные считают, что нельзя кадровые проблемы образования решать за счет обороноспособности государства, руководство образовательной сферы убеждено, что никакой погоды учителя в армии не сделают, а отсутствие мужского начала в школе может обернуться для страны потерей интеллектуального лидерства. Дилемма, где представители сильного пола нужнее: в окопе с автоматом или с указкой у доски, возможно, разрешится в ближайшее время.

У нас вопрос таким образом не ставится и вообще порой вызывает улыбку, дескать, нашли проблему первостепенной важности! Между тем феминизация школы, где и без того около 84 процентов педагогов - женщины, продолжается. Ежегодно количество учителей-мужчин уменьшается примерно на 1 процент. Одни уходят на пенсию, другие - не исключено, в менее привлекательные с точки зрения самореализации, зато более доходные места. Если так пойдет и дальше, очень может случиться, что лет через 15 среди сеятелей "разумного, доброго, вечного" мужчин просто не останется.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter