Числом и умением. Малый бизнес идет в глубинку и выбирает производство — об этом свидетельствуют итоги конкурса “Лучший предприниматель года”

Количество малых предприятий за первое полугодие увеличилось примерно на пять тысяч. При этом, отмечают в Министерстве экономики, предпринимательство изменяется не только числом, но и качеством ведения бизнеса.

“На 1 января было около 70 тысяч малых предприятий, а на 1 июля — около 75 тысяч. Динамика заметна”, — констатирует директор департамента по предпринимательству Минэкономики Александр Лихачевский. Раньше, по его словам, прирост был не таким ощутимым. При этом количество индивидуальных предпринимателей практически не изменяется. “Но мы из-за этого особо и не волнуемся”, — признается он. — В структуре нашего предпринимательства индивидуальных предпринимателей несоразмерно больше, чем малых предприятий, имеющих статус юридических лиц, в сопоставлении с российскими показателями. Сейчас в Беларуси насчитывается около 215 тысяч “индивидуалов”.
“Раньше около 40 процентов от общего количества малых предприятий были заняты в розничной торговле и общепите. В последнее время эта доля на 1—1,5 процента в год уменьшалась. Одновременно с этим наблюдался соответствующий прирост частного бизнеса в производстве”, — вспоминает Александр Лихачевский докризисное время.
Сейчас же такой переток замедлился. “Я это связываю со сложной экономической ситуацией, — размышляет руководитель департамента. — К тому же производство требует больших капитальных вложений, которые не скоро окупаются. Это же не купи-продай, когда вложил и быстро деньги вернулись”. Однако, считает Александр Лихачевский, “форсировать решение проблемы не нужно”. Во-первых, сложное время. Во-вторых, уже приняты стимулирующие меры. Нужно немного подождать, пока они дадут отдачу. Тем не менее, по его словам, могут быть предложены дополнительные стимулирующие меры, “они прорабатываются”.
Интересы белорусских предпринимателей отнюдь не ограничиваются розничной торговлей. Об этом можно судить, в частности, по итогам конкурса “Лучший предприниматель года”, который проводится в стране уже двенадцать лет. Вначале в некоторые номинации, например, по физкультурно-оздоровительным услугам, производству товаров народного потребления с трудом набирали необходимое количество достойных претендентов. Теперь же дефицит ощущается лишь в номинации банков, которые активно кредитуют предпринимателей.
Приметы нового времени — все чаще в конкурсных списках появляются пред-
приятия не из столицы, а из областных, районных центров, даже из деревень.
Учредители СП “Лекфарм” из Логойска — как раз из числа тех, кто в свое время ушел в глубинку и решили сделать ставку на производство. И, похоже, не прогадали. Пять лет назад инвесторы вложили в строительство предприятия несколько миллионов долларов. Выпуск лекарственных средств оказался прибыльным бизнесом. Как рассказывает директор Сергей Благовещенский, ассортимент постоянно расширяется за счет участия в программе импортозамещения. Качество продукции позволяет конкурировать и на внешних рынках. Более 30 лекарственных средств зарегистрированы в России, Молдове, Украине, других странах. С учетом этого на предприятии планируют расширение, собираются в ближайшее время потратить еще около миллиона долларов.
Неудивительно, что это СП было признано лауреатом конкурса “Лучший предприниматель” в нынешнем году.
Всего по 16 номинациям определены 15 победителей и 32 лауреата. Лучших из лучших выбирали из почти 900 претендентов со всех уголков Беларуси.

Кстати

Сегодня в столичной Белгосфилармонии пройдет торжественная церемония награждения победителей конкурса “Лучший предприниматель года”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter