Чипы и чипсы

Как Беларусь может заявить о себе в постнефтяную эпоху?

Как Беларусь может заявить о себе в постнефтяную эпоху?

Одним из путей для восстановления роста мировой экономики могло бы стать значительное — почти наполовину — снижение цен на нефть. Такой вывод, сделанный под занавес 2013-го президентом солидной экономической консалтинговой компании GaveKal Шарлем Гавом, наделал в мировых СМИ немало шуму. Беларусь кризисные явления в экономике почти преодолела, но и подобный ценопад был бы для нее не лишним: по мнению агентства Bloomberg, наша страна занимает третье место в рейтинге наиболее зависимых от нефти экономик, уступая Ливии и Сингапуру. Впрочем, не стоит уповать ни на резкое сокращение цен на углеводороды, ни на нефть как таковую. У Беларуси есть немало иных направлений, на которых можно зарабатывать.

Ценный интерес

Даже аналитики датского инвестиционного Saxo Bank, периодически шокирующего мировую общественность мрачными прогнозами, в “нефтяных” оценках осторожны: установившаяся в последние годы средняя цена на нефть сорта Brent — 110 долларов за баррель — в нынешнем году если и опустится, то не намного. Не ожидают резкого падения мировых цен на углеводороды и в крупнейшей российской нефтяной компании “Лукойл”, говорит ее глава Вагит Алекперов: “Практически каждый год на миллион баррелей растет потребление. Юго-Восточная Азия экономически развивается. Поэтому я не считаю, что цена на нефть будет резко падать”.

Эксперты объясняют это тем, что производители углеводородов отчаянно нуждаются в высоких ценах на нефть.

— Россия и большинство стран — участниц ОПЕК не будут спешить с корректировкой баланса бюджета, США также будут медлить, — считает директор отдела биржевых продуктов Saxo Bank Оле Слот Хэнсен. — Когда производители наконец начнут снижать объемы добычи, цены на нефть подскочат вверх.

Технологичный взгляд

Как это ни крамольно пока звучит, но опыт мирового развития свидетельствует: эпоха нефти уходит. Пускай еще не явно, пусть медленно, но на углеводородах проступает патина вчерашнего дня. Психолог Карнеги не раз упоминал в своих трудах начала ХХ века Чарльза Шваба, крупного американского сталепромышленника, совершившего переворот в металлургии. Один из секретов его успеха — вовремя замеченный колоссальный потенциал угля. Однако угольная эпоха оказалась не вечной, “черное золото” уступило место “черной воде”, выведя на передовую нефтяных магнатов — от Рокфеллеров до современных управленцев и шейхов. Двадцать лет назад мир узнал новое имя: Билл Гейтс. И новую сферу, сулящую необозримые барыши в обозримом будущем: высокие технологии, или IT. Частники-айтишники первыми поняли, что перед ними “золотая жила”. Сегодня пришел черед и государственного осознания.

— Изучение опыта стран Западной Европы, России, их рынков сбыта показывает, что приоритетные направления научно-технической деятельности Беларуси во многом пересекаются с целями других государств в данной области, — говорит председатель Государственного комитета по науке и технологиям Беларуси Александр Шумилин. — Существенное совпадение наблюдается при сравнении приоритетов развития Республики Беларусь и Российской Федерации. Для стран Европейского союза, многие из которых, как и Беларусь, не располагают значительными собственными запасами углеводородного сырья, утверждена стратегия развития ЕС “Европа 2020”, ключевыми технологиями в которой определены микро- и наноэлектроника, фотоника, нанотехнологии, современные материалы, биотехнологии, прогрессивные производственные технологии, а также технологии освоения космоса. То же самое можно сказать и о совпадении решаемых благодаря им проблем общества.

Мышление как тормоз прогресса

Однако и потрудиться для того, чтобы сделать декларации былью, предстоит немало. В том числе и потому, что сознание управленцев порой отстает от научно-технического прогресса.

— Отечественные фирмы могут найти ниши и направления, в которых добьются успеха, — уверен руководитель одной из старейших белорусских IT-компаний Валерий Басалыга. — Например, наша корпорация уже более двадцати лет разрабатывает и внедряет собственные системы автоматизации, продвигает ERP-системы в Беларуси и на рынках СНГ. По экспертным оценкам, на них в нашей стране ежегодно тратится до пятидесяти миллионов долларов. Но продвигать свои разработки в Беларуси очень непросто: крупные белорусские компании указывают в тендерной документации, что система обязательно должна быть реализована на одной из платформ иностранного производителя. Так белорусские “якорные” предприятия “подсаживаются на иглу” импортного ПО и потом тратят ежегодно десятки миллиардов рублей на лицензионные платежи!

Сдерживает развитие прогрессивных сфер и банальное желание урвать. Недавно органы финрасследований предотвратили выделение 15,5 миллиарда рублей бюджетных средств фирме, подрядившейся разработать и произвести программируемые логистические контроллеры и устройства автоматизированных систем управления технологическими процессами. На деле ООО оказалось... семьей фермеров с весьма посредственными успехами даже в АПК.

К успеху — через желудок

Немало шансов заявить о себе предоставляют и продовольственные разработки отечественных специалистов. Впрочем, знают ли о них даже в самой Беларуси? Скажем, о том, что в СПК “Остромечево” Брестского района выпускается уникальная разработка белорусских ученых — яблочные чипсы, в приготовлении которых нет никакого обжаривания и сопутствующих ему вредных элементов? Или о том, что в Научно-практическом центре НАН Беларуси по продовольствию не первый год ведется активная работа по созданию новых продуктов питания из отечественного сырья, причем множество новинок обладают явным экспортным потенциалом: торты и пирожные пониженной энергетической ценности, обогащенные растворимыми пищевыми волокнами конфеты, плодоовощные консервы для детей и пожилых, тонизирующие соки и коктейли, изотонические напитки для активной спортивной или трудовой деятельности?

— Уникальность белорусских технологий переработки продукции состоит в стопроцентном использовании натурального сырья, сведении к минимуму или полном исключении при производстве пищевой продукции синтетических и искусственных составляющих, — подчеркивает заместитель генерального директора по научной работе НПЦ по продовольствию Александр Шепшелев. — По сути, речь идет о создании национальных белорусских брендов.

И это вовсе не утопия: в мире хорошо известна продовольственная мощь не только молочной Австралии, зерновой Канады и мясной Аргентины, но и значительно меньших стран — шоколадной Швейцарии, сырной Голландии... И потому сетовать на небольшие размеры Беларуси было бы весьма опрометчиво. Да и временные трудности роста на фоне шокирующих прогнозов от Saxo Bank выглядят сущей мелочью.

 Пессимистичные прогнозы от Saxo Bank на 2014 год

В Евросоюзе дефляция и отсутствие роста посеют панику среди политиков, ЕС вернется к экономической модели СССР. После выборов в Европарламент (22—25 мая) в нем появится антиевропейский председатель.

Германия утратит свое экономическое превосходство, производство товаров и услуг здесь будет снижаться, а ставка доходности по десятилетним немецким государственным облигациям опустится до одного процента.

Япония переместится из дефляции в кому. В стране сохраняется высокое дефляционное давление из-за демографически неблагоприятной ситуации, поэтому долговое бремя станет невыносимым.

Бразилия, Индия, ЮАР, Индонезия и Турция окажутся уязвимыми перед падением спроса мировых инвесторов на рисковые активы, это в конечном итоге вызовет снижение курсов национальных валют.

В частном секторе США продолжится отказ от заемных средств, госсектор продолжит сокращать расходы. Занятость останется на низком уровне, в искусственной поддержке будет остро нуждаться жилищный рынок.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter