Чиновникам «чужие» деньги не нужны?..

Иностранным инвесторам удобнее работать с бизнесом, чем с властями на местах

Иностранным инвесторам удобнее работать с белорусским бизнесом, чем с представителями власти на местах

Словосочетание «иностранный инвестор» в Беларуси приобретает магическое значение. Перед владельцами и руководителями зарубежных корпораций как по мановению палочки открываются многие двери, для переговоров с ними находят время занятые руководители государства, да и законодательство весьма благосклонно к зарубежным коммерсантам. В последние годы растет поток зарубежных бизнесменов в Беларусь. Они осматривают отечественные предприятия, отпуская лестные комментарии, даже подписывают договоры о намерениях… но деньги вкладывать в нашу экономику не спешат. В деле либерализации экономики в стране сделано немало, но создать магнитное поле достаточной мощности, чтобы притянуть «массовые» деньги из-за границы, пока так и не удалось. Но медлительны не зарубежные бизнесмены, а местные чиновники. О бюрократизме и волоките при работе с зарубежными инвесторами говорил Президент в своем Послании к белорусскому народу и Национальному собранию. Почему так получается? Этот вопрос обсуждался во время круглого стола Совета по развитию предпринимательства и Немецко-белорусского экономического клуба.

Рейтинг кашу не испортит… и не спасет

«Есть прогресс в улучшении белорусского инвестиционного климата. Но сделано еще недостаточно», — председатель правления Немецко-белорусского экономического клуба Клаус Байер прожил в нашей республике уже почти 20 лет, поэтому оценивал ситуацию в разрезе десятилетий. Иностранных предпринимателей радует, что в рейтинге ведения бизнеса страна заняла 58-е место и в ближайшее время должна прорваться в тридцатку самых удобных для бизнеса государств. Эксперты-практики высоко оценивают растущие позиции страны в таблицах Всемирного банка, но сдержанно относятся к рейтингам как фактору привлечения инвестиций.

Как и любой рейтинг, исследование «Doing Business» небезупречно. «Всемирный банк не учитывает некоторых критериев, которые крайне важны для инвесторов», — считает Клаус Байер. В частности, не оценивается правовая безопасность ведения бизнеса в стране. Слишком часто и кардинально меняющиеся законы нервируют менеджеров. Ведь постоянно приходится подстраиваться под новые условия, корректировать бизнес-планы, пересматривать сроки реализации проектов и их окупае­мости, потом отчитываться перед владельцами компании, которые не всегда могут до конца владеть местной спецификой… Или, скажем, оценка сложности регистрации компании – по этому параметру Беларусь находится на почетном 7-м месте в мире. Но владельцев капиталов интересует не скорость прохождения учредительных бумаг через органы госуправления, а время, за которое фирма может без нарушений законодательства прийти в рабочее состояние. «Регистрация за один день – отлично, но, чтобы предприятие стало дееспособным, может уйти еще год из-за различных согласований», — комментирует подходы инвесторов Клаус Байер. Ведь бизнесменов интересует рабочее, а не бумажное предприятие.

К сожалению, оценки представителя немецкой коммерции вполне справедливы. Нередко иностранные производственные предприятия открываются в Беларуси весьма мучительно из-за многочисленных и долгих согласований, которые к непосредственной регистрации компании и отношения не имеют. В целом рейтинг Всемирного банка представители Немецко-белорусского экономического клуба оценили как контрпродуктивный для бизнеса.

Кому нужны инвестиции?!

«Чиновникам инвестиции не нужны», — считает член Немецко-белорусского экономического клуба Владимир Искорцев. Привлечение инвестиций – это коммерческий проект, в котором две стороны должны четко видеть свои выгоды и ответственность. А чиновник априори выпадает из этой схемы. Ведь никакой личной выгоды от реализации чужих бизнес-проектов он не получает. Конечно, если исключить коррупцию.

Отмечали участники круглого стола и другую закономерность: государство декларирует открытость для инвесторов. Если грамотно сформировать предложение, можно провести переговоры на самом высоком уровне: руководство страны находит время для встречи с бизнесменами. Но такая схема подходит для крупных корпораций, потенциально готовых вложить несколько десятков миллио­нов долларов. Если вложения менее скромные – до 5 миллионов, то приходится решать вопросы с властью на нижнем уровне. Тут-то и появляются подводные камни. «Есть расхождение в интересах государства, транслирующихся сверху, и ситуации на местах. Отсутствует концептуальная стратегия улучшения инвестиционного климата», — уверен Клаус Байер. «Мы уважительно относимся к местной власти, но решать вопросы предпочитаем на более высоком уровне», — соглашается член Совета по развитию предпринимательства Виктор Хиневич.

Да, крупный капитал готовы принять и «обслужить» на уровне правительства. Немало решений о реализации таких проектов закрепляются указами. Но малый и средний бизнес должен работать в правовом поле, которое не всегда благосклонно к зарубежным коммерсантам. Возникает проблема с исполнением законодательства: чиновники на местах опасаются самостоятельно принимать решения, стараются провести консультации с вышестоящим начальством, в результате переговоры затягиваются на месяцы. «Улучшение делового климата в 2007—2008 годах не дало ожидаемого результата. За эти годы доля малых предприятий в ВВП выросла только на 1 %, — говорит советник Совета по развитию предпринимательства Татьяна Быкова. — Не всегда хорошие посылы на высшем уровне правильно ретранслируются на местах. Хорошо не тогда, когда много бизнеса, а когда много эффективного бизнеса, который приносит стабильную прибыль».

Разговор без переводчиков

«Как могут специалисты в министерствах привлекать иностранные капиталы, когда они живых инвесторов в глаза не видели? Они не знают, какие проблемы волнуют владельцев капитала», — делится своим опытом член Совета по развитию предпринимательства Виталий Костогоров. «Если иностранцу интересно работать с малыми и средними белорусскими предприятиями, то ему нет необходимости общаться с представителями власти, — уверен Владимир Искорцев. И добавляет: — Такому инвестору важна не встреча в местной администрации, а чтобы его встретили, проводили в гостиницу, накормили, все рассказали и ответили на интересующие вопросы, и желательно на его родном языке. Такой сервис могут обеспечить только белорусские коллеги от бизнеса».

«При всех проблемах в Беларуси существует и немало положительных факторов», — уверен член Совета по развитию предпринимательства Владимир Кульбенков. В республике хорошо управляемая экономика. С одной стороны, это накладывает дополнительные обязательства на представителей коммерции, а с другой — такая система доказала свою дееспособность во время кризиса. «Чиновники – достаточно адекватные специалисты, — уверен эксперт. – Если вести переговоры со скидкой на менталитет – все получится. Сформировался в стране и корпус менеджеров, способных реализовывать различные проекты. Сегодня инвесторам необходимо более широко использовать знания и опыт квалифицированных государственных служащих и местных менеджеров».

«Западным партнерам оптимально работать напрямую с белорусскими коллегами», — уверен Виктор Хиневич. Он считает, что в Беларуси можно реализовывать успешные коммерческие проекты. Несомненно, как и в любой стране, существует определенная специфика. Но в республике есть успешные бизнесмены, которые на практике подтвердили свое деловое чутье и коммерческую квалификацию. С такими людьми и необходимо плотно сотрудничать иностранным инвесторам. «Если белорусским частникам дать необходимые средства, они уже через год могут показать положительный финансовый результат», — уверен он. «Необходимо, чтобы бизнес-структуры чаще встречались, — подвел свое­образный итог встречи Клаус Байер. – И предложения об улучшении инвестиционного климата должны исходить от предпринимателей, а не от чиновников. Ведь работать в этих условиях приходится бизнесу, а не регуляторам».

----------------------------------

Кстати

На Западе

В Германии компания считается микропредприятием, если в ее штате трудится до 9 человек, а годовой оборот не превышает двух миллионов евро. Малая компания может иметь 49 сотрудников и оборот до 10 миллионов евро, средняя – до 249 человек и 50 миллионов евро оборота. Почти 99 % немецких субъектов хозяйствования относится к малым и средним предприятиям. Их в стране насчитывается около 3,5 миллиона, причем 2,6 миллиона работают в сфере услуг. Малый и средний бизнес обеспечивает до 38 % совокупного оборота Германии и 66 % рабочих мест. Самое примечательное, что в малый бизнес вкладываются немалые капиталы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter