Чиновник в кадрах и за кадром

В древнем Китае, задолго до того, как туда добрался европеец Марко Поло, существовала довольно любопытная система социального обеспечения государственных чиновников.
В древнем Китае, задолго до того, как туда добрался европеец Марко Поло, существовала довольно любопытная система социального обеспечения государственных чиновников. Вместо жалованья и прочих "императорских" выплат им предлагалось жить за счет взяток. Совершенно официально. И это при том, что власть императора была абсолютной, и головы нерадивых рубили без всяких судов. Тысячелетия прошли - проблема осталась. Скандалы вокруг погрязших в коррупции государственных деятелей повторяются с удивительной регулярностью. Но в отличие от древнего Китая, цивилизованный мир располагает лишь одним средством в этой борьбе - на страже интересов и государства, и граждан стоит закон. И в этом смысле Закон "О государственной службе Республики Беларусь" - документ достаточно жесткий, подробно регламентирующий не только права и обязанности чиновников, но и ответственность за использование служебного положения в личных целях. Эту особенность закона неоднократно подчеркивал Президент, ее актуальность была очевидна и разработчикам, и тем, кто сегодня по этому закону работает. Напомню, что работа над проектом шла более 5 лет, и только двенадцатый вариант (!) был утвержден этой весной парламентом.

"Это закон не о льготах и привилегиях, - отметил, комментируя документ, заместитель председателя Комиссии по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Владимир Лукашевич. - Он систематизирует законодательство о государственной службе, упорядочивает ее, создает фундаментальную основу для регулирования отношений в этой области".

"Но есть моменты, - считает депутат, - которые нуждаются в доработке. Так, например, депутат Палаты представителей избирается народом и с ним контракт не заключается, а, включив его в число госслужащих, мы получили ряд противоречий с законом о статусе депутата. Положение о стаже государственной службы, на наш взгляд, сужает возможности привлечения на госслужбу опытных специалистов. Конкретно: берут руководителя предприятия или председателя колхоза на работу в райисполком. У него ни одного года государственной службы нет и он с нуля начинает эту работу. Не каждый осмелится пойти, потому что потери в заработной плате в несколько раз, а возможности получить хоть часть трудового стажа "в зачет" по госслужбе нет. Или еще пример: если, уходя в отставку, государственный служащий хочет получать пенсию за выслугу лет, то он не имеет права нигде работать. Пенсии у нас небольшие, но при условии трудоустройства выплата пенсии будет приостановлена".

Кстати, о пенсиях. Во многом именно этот пункт был решающим, когда речь шла о присвоении статуса государственных служащих российским парламентариям. Даже год работы на постоянной основе давал право на весьма солидное обеспечение, причем право на него сохраняется, если пенсионер не претендует на государственные должности. Пенсии белорусских госслужащих по закону не могут превышать 50 процентов заработной платы. В России - 70, в Украине - без ограничений. Продолжая сравнение с ближайшими соседями, стоит упомянуть, что зарплата депутата литовского сейма - 3 среднемесячные по республике, то есть около 900 долларов, и еще 300 на телефонные, канцелярские и иные расходы. Зарплаты депутатов Палаты представителей приравнены законом к зарплате министров. Это около 570 тысяч рублей "чистыми".

Тем не менее чиновникам с большим стажем работы по новому закону уходить на пенсию выгоднее. Это подтвердил и наш разговор с начальником управления организационно-кадровой работы Брестского облисполкома Александром Жуком. Он отметил, что небольшое увеличение пенсий уже почувствовали те, кто ушел в отставку после его принятия. Улучшилось, по мнению брестских чиновников, положение вновь принимаемых на службу молодых управленцев - надбавки за стаж вводятся уже через полгода работы (ранее - через год). Кроме того, военная служба в Вооруженных Силах страны и других силовых структурах теперь засчитывается в стаж государственной службы. Социальную направленность документа подчеркивают в Министерстве труда и социальной защиты. Гарантии материального и социального обеспечения, закрепленные в законе, по мнению специалистов, "дают людям уверенность в своем настоящем и будущем".

Чиновников обыватель, мягко говоря, не любит. Периодически сталкиваясь с бюрократической волокитой, практически каждый делал нелицеприятные, но идущие от сердца выводы о "зря протираемых штанах", произволе и необходимости "каждому дать по лопате". Впрочем, специфика такова, что о чиновниках, как об электриках, пока свет горит, не вспоминают. И тысячи управленцев, обеспечивающих бесперебойную работу сложнейшего государственного механизма, зачастую остаются "за кадром". Поэтому трудно не согласиться с мнением Владимира Лукашевича: "Если мы хотим построить сильную и процветающую Беларусь, эффективное государство, то без хорошо продуманной работы с государственным аппаратом сложно это сделать. В определенном смысле государственные служащие - это элитарная часть общества, люди с высшим образованием, высокой квалификацией, опытом работы. И мы должны создавать этим людям не какие-то льготные, не о льготах идет речь, но такие условия для работы, чтобы они не думали о взятках, а нормально работали. Потому что спрос высокий и ответственность велика. При всех проблемах экономики на это надо обращать внимание. Закон "О государственной службе" - шаг в правильном направлении".

Справка "СБ"

По данным Министерства статистики, в Беларуси на государственной службе трудятся 52 тысячи 326 человек. Средняя зарплата сотрудников аппарата органов госуправления (январь - август) составила 332 тысячи 948 рублей.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter