Чиновник банкира не заменит

Почему малый и средний бизнес игнорируют государственную руку помощи, предпочитая коммерческие заемные средства? Эту проблему обсуждали недавно на очередном заседании Совета по развитию предпринимательства при Президенте

Малый и средний бизнес (МСБ) в развитых странах – это не только рабочие места и 30—50 % ВВП. Это еще и своеобразная производственная и интеллектуальная подушка, на которой зиждутся стратегические для экономики отрасли. Бизнес большинства транснациональных корпораций завязан на кооперации с сотнями и тысячами небольших производителей. Именно поэтому в этих странах малый бизнес лелеют и холят. В Беларуси для малых предприятий также уже не первый год действуют различные программы и механизмы поддержки, в том числе и финансовой, за счет бюджетных средств. Де-юре возможностей у предпринимателей немало, но де-факто они не спешат воспользоваться государственной помощью. Хотя малый бизнес и испытывает серьезные потребности в средствах для развития. Кредитная задолженность МСБ перед банками уже составляет сотни миллионов долларов. Почему же «малыши» игнорируют государственную руку помощи, предпочитая коммерческие заемные средства? Эту проблему обсуждали недавно на очередном заседании Совета по развитию предпринимательства при Президенте.

В принципе, вниманием малое предпринимательство в стране не обижено. Например, в Минске представителям небольших компаний доступны пять видов финансовой поддержки. Но очереди за ней не стоят. Как объясняют представители столичных властей, процедура получения бюджетных средств достаточно длинная, растянутая во времени на несколько месяцев. К тому же, как объясняют предприниматели, работать с государственными деньгами достаточно сложно. Например, профинансировать создание новых рабочих мест может Фонд социальной защиты населения. Но одно из требований — тщательное соблюдение бизнес-плана, под который выделялись деньги. Причем не только в стратегических вопросах, но даже в мелочах. Если прописано изначально, что в штате компании три грузчика, то только трое их должно и быть. А не двое или четверо. Это считается уже нарушением, за которое может последовать законное требование вернуть инвестированные средства обратно в бюджет. 

Но как можно просчитать и предугадать все нюансы на несколько лет вперед, недоумевают профессиональные бизнесмены. А если срок реализации проекта составляет 3—5 лет?! 

Существует и другая проблема: сумма денежной помощи, на которую может рассчитывать предприниматель, не поражает воображения. Нередко она составляет всего несколько миллионов. Ощутимые средства для семейного бюджета, но весьма скромные для начального капитала. Нередко, как говорится, игра не стоит свеч. Ведь в местные органы власти необходимо представить подробный и качественный бизнес-план. Его стоимость нередко сопоставима с размером господдержки. 

Правда, громоздкая и непростая процедура получения средств — не прихоть чиновников, а их своеобразная защита. Ведь, по большому счету, оценками конкретных коммерческих проектов и платеже­способности компаний должны заниматься профессиональные финансисты. Для банковских служащих провести анализ бизнес-идеи, оценить ее перспективы, просчитать риски — обыденная рутинная работа. Но чиновники, которые принимают решения об оказании финансовой поддержки малым предприятиям, не банкиры по образованию. И, в принципе, должны обладать другой квалификацией для выполнения своих основных функций. Для них кредитно-финансовый мир, по крайней мере, на микроуровне: уравнение с множеством неизвестных. 

А ведь госслужащий, давший добро на выдачу бюджетной ссуды для частного предприятия, отвечает за возврат и целевое использование этих денег если не головой, то, как минимум, своей должностью. И случаи увольнения чиновников за такие ошибки уже были. Поэтому представители на местах и стараются лишний раз перестраховаться, получить дополнительные свидетельства надежности бизнес-проекта… Отсюда и вытекает громоздкий механизм получения господдержки. 

Словом, проблема оказалась не самой простой. С одной стороны, малый бизнес нуждается в опеке государства. Но у небольших предприятий не хватает ресурсов, чтобы одолеть все процедуры оформления документов, предусмотренные законодательством. С другой — необходимо обеспечить эффективное использование бюджетных денег. А значит, без жесткого контроля в этой области не обойтись. 

По мнению многих членов Совета по развитию предпринимательства, необходимо менять технологию господдержки. Например, делать ее не целевой, а направлять выделенные на малый бизнес бюджетные средства на развитие финансовой инфраструктуры для МСБ: создание венчурных и инвестиционных фондов, других специализированных структур. Можно было бы в вопросах поддержки малого бизнеса и более активно привлекать к сотрудничеству банки. Например, за счет бюджетных средств можно покрывать банковский процент по кредитам. Тогда с чиновников будет снята проблема оценки бизнес-планов. В конечном итоге в банках эти процедуры делают более профессионально, у них внедрены системы управления рисков, у некоторых финучреждений уже есть богатый опыт работы с малыми предприятиями… Кстати, подобный подход к механизмам реализации господдержки уже неплохо оправдал себя в сегменте лизинга, когда за счет госсредств компенсировался процент за пользование заемными средствами для покупателей в лизинг отечественной грузовой техники. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter