Чингисхан без излишеств

Киносреда, или Пойдем в кино с Димой Р.
Киносреда, или Пойдем в кино с Димой Р.

К историческим личностям у кинорежиссеров интерес есть всегда. Мне удалось посмотреть две версии жизнеописания великого Чингисхана. Чем отличаются истории, увиденные глазами русского и японского кинорежиссеров?

Фильм от японца Шиничиро Саваи «Чингисхан», созданный по роману Шеичи Моримура «Чингисхан — на край земли и моря», мне показался намного интереснее, чем «Чингисхан» режиссера С.Бодрова–старшего. Почему? Да потому, что, в отличие от номинанта на «Оскар», Саваи точно расставил акценты во всей истории жизни героя, убрав излишние красивости, которыми так наслаждался режиссер Бодров.

Между тем оба режиссера взялись экранизировать один отрезок жизни Чингисхана — его становление как личности. Его ранняя юность совпадает со временем, когда монгольские кланы образовали племена. Это тайджиуды, татары, меркиты, монголы, кираиты. Земля не может остыть от конского топота и палящего солнца. И даже реки крови не в силах усмирить вековую вражду. Подросток–полукровка Тимуджин рано познает горечь потерь, которые его закаляют и дают понимание, что лишь ему одному суждено вести народ за собой.

Доблесть, честь и мужество. Фильмам обоих режиссеров присуща некоторая поэтизация образа хана всея монгольской земли по прозвищу Чингисхан, то есть властитель синих волков, детей степи. Историческая личность в обоих лентах видится скорее неким символом, продуктом народного ожидания.

Вообще, был бы я прокатчиком, обозначил бы появление ленты «Чингисхан — на край земли и моря» на широком экране таким слоганом: «Властитель тверди и моря, лишь он один знает, как завоевать сердце любимой и объединить монгольский народ».

Но вот ведь в чем незадача: об этом уже успел поведать «кинорежиссер с бюджетом» С.Бодров–старший, о чем несколько месяцев назад в Москве сообщала всевозможная наружная реклама. Именно поэтому, думаю, более интересный, тонкий и стилистически выдержанный «Чингисхан» Шиничиро Саваи, но выпущенный несколько позже, чем российский блокбастер, может остаться вне зоны внимания широкого проката. Искусство отступает перед расчетливым умыслом — «стричь» аудиторию по месту прописки. В русскоязычных странах — С.Бодров, у азиатов — Саваи.

С кем пойти - с девушкой — студенткой исторического факультета для сверки понимания теории Л.Гумилева об апассионарности тюркских народностей на местах для поцелуев.

Плюс - хороший фильм; музыка, операторское мастерство, а главное, сценарий — все на месте.

Минус - нет.

Оценка - *****

Ведущий рубрики Дмитрий Раковский.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter