Четверть века до встречи

Конкурс «Счастливый случай»
Великая Отечественная война разбросала семьи, десятки тысяч детей оставила сиротами. И только счастливый случай помог моему мужу отыскать свою мать.

История началась еще до войны. Свекровь рано овдовела и осталась одна с двумя детьми в Ленинграде. Однажды она привезла сыновей на лето в деревню в Городокский район Витебской области к родственникам, сама же вернулась в город. Вышло так, что разлука растянулась на долгих 26 лет... Началась война.

В 1944 году немцы и местные подлецы полицаи сожгли деревню, а жителей, не успевших укрыться в лесу, погнали на запад как «беженцев от Советской власти». Среди них был и мой будущий муж Николай. Довезли всех до станции Скрибовцы в Гродненской области. Когда в лагере начался повальный тиф, нацисты разбросали оставшихся в живых узников по окрестным домам. От тифа умерли Колины дедушка, брат, тетя. А сам он вместе с другой своей теткой (она старшего его всего–то на 6 лет) попал на хутор. До «белых мух» пасли они коров, гусей. А когда землю сковал мороз, хозяин-кулак посоветовал сдать мальчишку в приют: мол, от него, 8–летнего, никакого толку в хозяйстве нет, только лишний рот за столом. Тетя оформила Колю в детский дом под своей фамилией, чтобы потом легче отыскать.

После детского дома Николай поступил в ремесленное училище. Устроился на работу. Женился. И постоянно пытался найти родных. Но ничего у него не получалось. В один из январских вечеров 1966 года я предложила ему написать в паспортный стол Городокского РОВД. Муж только отмахнулся: уже писал и туда, а результата никакого. Однако письмо все же отправил и фотографию в конверт вложил. И тут в канун Дня Советской Армии приносят телеграмму прямо в арматурный цех, где мы работали: «Жива, здорова. Жажду встречи. Подробности письмом. Мама». ...До того я никогда не видела мужа в слезах. А тут рослый, крепкий мужчина сидел на полу и плакал, словно ребенок. Плакал от счастья. В середине марта Колина мама приехала к нам сама. Она рассказывала, как долго искала сыновей, куда обращалась, как почти потеряла всякую надежду...

Гораздо позже узнали: долгожданная встреча могла и не состояться, если бы не счастливая случайность. В паспортном столе Городокского РОВД письмо получили, открыли, нашли фото. Случайно здесь же оказалась женщина, работавшая секретарем в сельсовете, за которым числилась сожженная деревня. Она узнала Колю. И опять же — была двоюродной сестрой Колиной тети, той самой, которая определила его в детдом. Та, в свою очередь, сообщила радостную весть в совхоз, где работала моя свекровь... Так счастливый случай помог встретиться двум родным людям через много–много лет.

Лидия СИДОРЕНКО, Ушачи.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter