Квартет Aquarelle: как классические музыканты ищут себя в разных творческих направлениях

Четверо музыкальных

«Не могу представить себе виртуозного «Чижика-пыжика», — говорю я, а скрипачка Екатерина Пукст, солистка квартета Aquarelle, только посмеивается:



— Запросто! Можно придумать столько вариаций! Из любой популярной мелодии при профессиональном подходе получится развернутое сложное произведение, которое будет показывать технический уровень и инструмента, и исполнителя.


Прямо скажем, не совсем типичная точка зрения для музыканта–академиста, однако и Aquarelle — вовсе не типичный ансамбль. Квартет, вопреки привычным установкам, не струнный: под названием Aquarelle объединились гобоист Сергей Тумаркин, скрипачка Екатерина Пукст, альтистка Анастасия Бурак и контрабасист Александр Ковган.

Сергей Тумаркин, на которого, помимо игры на гобое, лег весь менеджмент квартета, попытки собрать свой небольшой коллектив предпринимал неоднократно:

— Я давно экспериментировал с разными составами, но однажды мы собрались на репетицию именно с теми музыкантами, которые сейчас играют. Меня поразило, что сразу, с первой ноты, нам было очень легко работать, мы свободно и по–доброму общались. Поэтому я предложил это объединение узаконить! В Минске малые составы существуют чаще всего на коммерческом уровне проведения свадеб и корпоративов. Мы же хотим все–таки попробовать пойти дальше и выше: речь идет об определенном классе исполнителей. Наша солистка Катя Пукст — изумительная скрипачка из известной музыкальной семьи, четырежды лауреат Гранд–премии специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи, лауреат многочисленных международных конкурсов и преподавательница Академии музыки. Сам я преподаю в Республиканской музыкальной гимназии–колледже. Конечно, нам хочется держать планку и не опускать ее, не брать ноты из интернета, а играть что–то оригинальное, специально для нас написанное. На это мы делаем очень большую ставку.

Необычный подбор инструментов требует, прямо скажем, новаторского подхода — и собственных аранжировок. В открытом доступе на бесплатных сайтах можно найти немало обработок известных мелодий, однако общедоступное и всеми вокруг играемое Сергею Тумаркину со товарищи по душе не пришлось. Зачем собирать уникальный состав, чтобы становиться, как все? Создание музыкальных обработок для Aquarelle взяла на себя Екатерина Пукст. Причем, например, когда не так давно музыканты играли с группой «J:Морс» на презентации нового альбома популярного коллектива, переснимать ноты ей пришлось на слух.

Кстати, классические кавер–версии песен всеми любимых «морсиков» имели оглушительный успех, а с группой J:Морс Сергея Тумаркина, можно сказать, свела судьба:

— Мы в октябре поехали в Гродно по приглашению Организации Объединенных Наций — участвовать в праздновании 70–летия ООН. Выступали в гала–концерте, и там же были Владимир Пугач и Владимир Позняк, с которым я учился в консерватории. И я спросил у Пугача, можно ли нам делать кавер–версии их песен. Он разрешил, а некоторое время спустя от него поступило конкретное предложение о получасовой программе нашего квартета перед концертом группы в «Прайм холле». Естественно, мы согласились. Володя Пугач несколько раз приходил к нам на репетицию, ему понравилось то, что получилось. На самом деле вышло очень интересно, мне самому такое смешение стилей пришлось по душе.

Это не единственный необычный опыт выступлений участников квартета, женская часть коллектива успела поиграть и с зарубежными монстрами рока, призналась Анастасия Бурак:

— Играли в составе оркестра с металлистами — группой Manowar, было непривычно, но любопытно. И молодому поколению на танцполе очень понравилось, они даже подпевали. А в 2014 году в составе Президентского оркестра выступали с группой Scorpions. Так что опыт выступлений с рок–музыкантами у нас есть.

Кстати, глядя на Настю, неизбежно впадаешь в когнитивный диссонанс: альт у нас традиционно ассоциируется с чеширской улыбкой Юрия Башмета, но никак не с обаятельными блондинками в летящих платьях. Однако и тут «акварели» ломают стереотипы, весело посмеиваясь и объясняя:

— Это очень распространенное мнение — и что альт мужской инструмент, и что он выполняет функцию аккомпанемента. В основном в струнных ансамблях так и есть. А вот в наших аранжировках солировать дают всем — и у контрабаса, и у альта, и у гобоя свои развернутые сольные партии. Именно чтобы показать тембр альта, который отличается от скрипки, хотя инструменты похожи. Но тембровый окрас все–таки дает свою изюминку.

Исполнение популярной или рок–музыки никак не роняет достоинства классического музыканта, убеждены ребята. Наоборот, расширяет горизонты. Вопрос в качестве, говорит Екатерина Пукст:

— Во–первых, это сейчас модно, во–вторых, популярная музыка тоже бывает разная. Я считаю, что если J:Морс занимают свою нишу у нас в стране, их по праву уже который год признают группой номер один, то, наоборот, для нас честь поиграть с ними. Они молодцы, знают свое дело и делают его качественно. Так что — да, мы ломаем стереотипы. И делаем это с удовольствием!

В удовольствие и слушать этих ребят, играющих все на свете, от музыки из старинного «Полацкага сшытка» — уникального памятника белорусской культуры — до итальянских уличных песенок. Из–за контрабаса загадочно улыбается молчаливый Александр Ковган — видимо, раздумывает, какой бы стереотип еще сломать.

ovsepyan@sb.by

Советская Белоруссия № 59 (24941). Четверг, 31 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter