Честный извоз

Бои без правил у обочины

Бои без правил у обочины


—Лучше уезжай отсюда подобру–поздорову, не то хуже будет.


— А если не уеду?


— Смотри сам. Мы знаем, на какой стоянке и когда ты ставишь свое авто, по какому маршруту идешь домой. Предупреждаем: по дороге всякое случается. Да и машину береги: кто гарантирует, что какие–нибудь хулиганы не порежут колеса и не разобьют стекла?..


Не ручаюсь за дословное воспроизведение диалога. Но примерно такие угрозы прозвучали с неделю назад на одной из могилевских стоянок такси от таксистов–нелегалов в адрес индивидуального предпринимателя, работающего по всем правилам, — так, как того требует закон. И это лишь один фрагмент картины «боевых действий», не прекращающихся ни на один день и во время которых стороны несут не только моральные, но и вполне ощутимые материальные потери...


Еще недавно на 22 могилевских стоянках такси можно было увидеть лишь «бордюрщиков». Так называют таксистов, работающих без разрешения, не платящих налоги и соответственно не предоставляющих гарантий безопасности пассажирам. Индивидуальным же предпринимателям, заезжающим на «хлебное место», приходилось несладко.


— Приехал недавно на стоянку по проспекту Мира, — рассказывает ипэшник Виктор, — а мою машину с двух сторон легковушками подперли и выехать не дают, чтобы клиентов обслужить. Говорят: «Хотел постоять на этой «точке»? Пожалуйста, стой. Но столько, сколько мы захотим, — час, два, пять». Больше туда не заезжаю...


Рассказывают, что в местах, наводненных таксомоторами, чуть ли не каждый день происходят конфликты, иногда заканчивающиеся даже драками. Кулаками нелегалы пытаются отстоять право на стоянки, которые считают своими. Правда, получается это далеко не всегда.


C  октября прошлого года в городе началась активная борьба с «бордюрщиками». Налоговая и транспортная инспекции, ГАИ по инициативе отдела транспорта и связи предприятия ЖКХ Могилевского горисполкома выявляют и штрафуют тех, кто занимается незаконным извозом. Только за первую половину 2008–го состоялось 118 рейдовых проверок. 72 человека оштрафованы на общую сумму 16,5 миллиона рублей. Деньги приличные. Но несравнимые с теми 100 миллионами рублей, которые, по оценке специалистов, бюджет ежемесячно недополучает от деятельности нелегальных перевозчиков. За год набегает круглая сумма, которую никакими штрафами не компенсировать.


Бороться есть за что! И нелегалы не спят в шапку.


— Только начали проверять таксистов, сразу же пострадала моя машина, — невесело улыбается старший государственный инспектор отдела рейдовой работы налоговой инспекции по Ленинскому району Могилева Владимир Алешкевич. — Автомобиль стоял под окнами служебного здания. Вышел после работы и глазам не поверил: все четыре колеса спущены, на кузове — следы от гвоздя... Злоумышленников милиция так и не нашла.


Впрочем, все это семечки по сравнению с неприятностью, случившейся с директором фирмы «Такси «Витязь» Игорем Черным.


— Убежден, что таксисты должны работать только легально, — категоричен Игорь Леонидович. — Ведь это напрямую связано с безопасностью для жизни и здоровья пассажиров. Поэтому лично помогал налоговой и транспортной инспекциям: давал на оперативные мероприятия свой автомобиль. Периодически до меня окольными путями доходили различные угрозы. Якобы кто–то обещал сжечь мою машину, квартиру и т.д. Но особого значения этому не придавал. А зря. Чуть больше месяца назад ночью поставил «Рено» у подъезда. А утром в дверь с криком постучалась соседка: «Твоя машина горит!» Выскакиваю на улицу и вижу, что занялись два передних колеса и пламя забирается под капот. Сам — за огнетушитель, жену попросил вызвать пожарных. Они приехали очень быстро, но авто спасти не удалось. Вся передняя часть выгорела полностью: машина восстановлению не подлежит. Проведенная позже пожарно–техническая экспертиза установила: о самовозгорании (например, из–за короткого замыкания проводки) не может быть и речи. Причина — поджог. Возбуждено уголовное дело, которое расследуется Ленинским РОВД.


Хоть и неприятно быть жертвой «теракта», сдаваться Игорь Черный не намерен. Говорит, что будет дальше бороться за то, чтобы такси стало исключительно легальным бизнесом.


Сегодня в Могилеве насчитывается 250 официальных таксистов. Их подпольных конкурентов примерно столько же: по различным оценкам, ежедневно выезжает на маршруты от 100 до 250 машин «бордюрщиков». И все же последние, как бы им и ни хотелось обратного, потихоньку проигрывают.


— Сегодня на стоянке у торгового центра «Днепр» не осталось ни одного нелегала, — начальник отдела транспорта и связи УКП ЖКХ Могилевского горисполкома Сергей Домашевич не скрывает удовлетворения. — Пусть маленькая, но победа. И это только начало. Все такси в городе должны стать легальными.


Вот только «бордюрщики» так не думают.


—А  зачем мне становиться предпринимателем? —  недоумевает один из них, Геннадий. — Работая официально, я каждый месяц должен выкладывать из кармана около миллиона рублей — налог, отчисления в соцстрах и т.д. Штрафы же относительно невелики — как правило, 350 тысяч рублей. Ну поймают меня раз в три месяца, заплачу, а дальше буду работать, как работал. Справиться с нами не так просто, как кажется. Не зря у бордюров целые династии стоят — отцы с детьми и внуками...


Справедливости ради надо отметить: когда нелегалы почувствовали прессинг со стороны местных властей, контролирующих органов, многие задумались о том, чтобы податься в законный бизнес. Начали даже документы оформлять. Но... столкнулись с проблемой. В конце июня Совмин принял постановление, ужесточившее требования к тем, кто занимается пассажирскими перевозками. Теперь, для того чтобы стать таксистом, надо иметь специальное техническое образование — среднее или высшее, но обязательно связанное с автотранспортом. Скажем, инженер–машиностроитель, металлург или технолог так просто в таксисты не попадут. Зеленая улица лишь тем, у кого в дипломе написано, например, «механик автомобильного транспорта», «инженер по организации перевозок», «техник по эксплуатации». Нет такого документа? Если хочешь работать официально — иди учись. Но это требует времени и дополнительных затрат. Поэтому те, кто уже сделал первый шаг в законный бизнес, предпочли вернуться в нелегалы...


Mежду тем проблему незаконных пассажирских перевозок несколько лет назад кардинально решили в Польше. После того как началась массовая конфискация автомобилей у нелегалов, «бордюрщики» в соседней стране исчезли как класс. Навсегда...


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter