Честное соревнование возможно

В этом году пора сдачи ЕГЭ оказалась особенно горячей.

В этом году пора сдачи ЕГЭ оказалась особенно горячей.

Не обошлось без скандалов, в первую очередь, в связи с появлением ответов на экзамены в интернете. Можно ли избежать подобных «вбросов» в дальнейшем? Как повысить эффективность Единого госэкзамена? И как правильно подготовить ребенка к сдаче ЕГЭ? Об этом рассуждают эксперты, педагоги и психологи.

Изначально подразумевалось, что Единый государственный экзамен сможет создать равные условия для детей и обеспечить независимость при оценке их знаний. Однако после того как многие регионы выдали подозрительное обилие «стобалльных» работ, а в интернете появились ответы, вера в объективность ЕГЭ пошатнулась.

– Обман на ЕГЭ – это в первую очередь нарушение прав ребенка. Дайте детям конкурировать друг с другом честно, – говорит заместитель председателя комиссии по образованию в Общественной палате РФ Любовь Духанина.

Попытки учеников сдать ЕГЭ нечестным путем приводят к тому, что учителя испытывают дополнительный стресс: на них ложится основная ответственность за нарушения. Да и сами ученики могут пожалеть о своем жульничестве через некоторое время.

– Многие живут исключительно сегодняшним днем и хотят любым путем сдать ЕГЭ, а что будет дальше – неважно, – говорит Любовь Духанина. – Те, кто достигает высоких результатов на ЕГЭ нечестно, в большинстве случаев не имеют серьезных долгосрочных перспектив. Как правило, заканчивают кое-как первый курс, а со второго их отчисляют. А ведь эти люди заняли чье-то место. На этом бюджетном месте мог бы учиться более добросовестный и способный человек. Это проблема для университета, но еще большая проблема – для самого студента. Как жить? Куда деваться? Тем более если приехал в столицу из провинции. Поэтому соревноваться нужно честно.

По ее мнению, большинство нарушений в процедуре проведения ЕГЭ связано с человеческим фактором, а именно – с плохой квалификацией кадров. Также виновата и неотлаженность технического обеспечения. По мнению Любови Духаниной, экзамен должен быть перенесен на компьютерную основу. Это также облегчит обработку данных.

Еще одна серьезная проблема – недостаток информированности родителей и детей о процедуре проведения ЕГЭ. Особенно это касается тех семей, где есть дети с ограниченными возможностями. Такие выпускники должны сдавать ЕГЭ в особых условиях, но об этом проинформированы далеко не все родители. И далеко не все знают о том, что при Общественной палате РФ не первый год действует горячая линия по вопросам ЕГЭ, по которой можно задать все интересующие вопросы, а также обратиться с жалобой.

Для борьбы с «вбросами» Общественная палата предлагает передать процедуру проверки объединению независимых профессиональных экспертов. Это позволит также разгрузить работу учителей, которые смогут спокойно подвести итоги учебного года и подготовиться к следующему.

Сегодня существует система наблюдения во время проведения Единого госэкзамена. Но, по мнению Любови Духаниной, наблюдателей необходимо также допускать к процедуре проверки и апелляции. Хорошо, если в наблюдатели пойдут родители нынешних восьми-, девяти- и десятиклассников – таким образом, они получат лучшее представление о процедуре экзамена и смогут в дальнейшем правильно настроить своих детей на его прохождение.

Член Комитета Совета Федерации ФС РФ по науке, образованию, культуре и информационной политике Людмила Бокова считает, что ЕГЭ сегодня сильно оброс стереотипами. На самом деле именно такая форма экзамена позволяет обеспечить конкурентоспособность выпускников в регионах, а также понять качество преподавания тех или иных предметов в отдельных субъектах страны.

Подготовиться к ЕГЭ непросто. И очень многое зависит от психологического состояния выпускника. На результативность подготовки и успешность сдачи сильно влияет уровень тревоги. Психологи отмечают, что расслабленность ученика тоже может сыграть не в его пользу, равно как и чрезмерная нервозность.

– Мы обнаружили, что дети, обучающиеся дистанционно, демонстрируют более низкий уровень тревоги, что говорит о том, что в школе тревожность нагнетается, – говорит доцент факультета социальной психологии МГППУ Марина Чибисова. – Очень важно то, с каким настроем выпускник идет на экзамен. Родители должны помочь ему правильно настроиться: подчеркивать положительные стороны, напоминать о том, как много детей, которым этот экзамен дал огромные жизненные возможности. Недостаток информации тоже повышает тревогу. Чем лучше ребенок представляет себе ситуацию, тем комфортнее он себя чувствует. Родителям важно помнить, что с точки зрения психологической обстановки ЕГЭ сильно отличается от обычного экзамена. Успешность сдачи ЕГЭ во многом зависит от способности ребенка организовать свою работу. Он должен понимать, в чем его сильные стороны, а в чем недостатки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter