По делам и заслугам: какую память о себе оставил род Паскевичей
03.09.2022 15:10:00
В истории Беларуси было немало выдающихся людей, оставивших значительный след и добрую память от благих дел на века. Род Паскевичей, обосновавшийся на нашей земле в 30‑х годах XIX века, справедливо относится именно к таким — не просто приумножавшим собственное достояние, но и принимавшим самое непосредственное и разностороннее участие в жизни людей в Гомеле и его окрестностях, доставшихся во владение генерал-фельдмаршалу, графу Эриванскому, светлейшему князю Ивану Федоровичу Паскевичу, на родовом гербе которого были начертаны слова «Честь и верность».
Гомель. Дворец Паскевичей. Начало ХХ века.
В январе 1910‑го управляющим Добрушской писчебумажной фабрики Антоном Стульгинским было учреждено ремесленное училище, где готовили рабочих разных специальностей: столяров, сапожников, слесарей, кузнецов, переплетчиков, текстильщиков.
С фабрикой был связан и еще один значимый для развития белорусской промышленности проект: здесь в 1896 году начала работать первая на территории нынешней Беларуси промышленная электростанция мощностью 875 лошадиных сил.
Добруш. Бумажная фабрика Паскевича. Начало ХХ века.
Добруш. Школа при бумажной фабрике Паскевича. Начало ХХ века.
На средства Ирины Паскевич были построены народные училища в деревнях Залипье, Прибор, Давыдовка и Студеная Гута. Частично ею был профинансирован построенный в Гомеле в 1907‑м городской водопровод.
Во время Первой мировой войны Паскевич-Эриванская финансирует обустройство на базе городской гинекологической больницы госпиталя для раненых. В 1915 году его посетил император Николай II и остался в восторге от созданных условий, что и выразил в своих телеграммах на имя Ирины Ивановны. Чуть позднее (благодаря ее заботам) в Гомеле появляется и земская больница.
Не забывала княгиня и о своей резиденции — гомельском дворце. Парковый ансамбль, заботливо благоустроенный и содержащийся в великолепном состоянии, стал едва ли не главной достопримечательностью города. К слову, хозяйка дворца вела дотошный учет всех унаследованных и приобретенных лично ценных вещей. Приглашенные гости отмечали изысканный вкус Паскевичей при составлении коллекции ценностей, а искусствоведы и вовсе называли художественное собрание гомельского дворца гимном искусству XIX века.
Добруш. Больница при бумажной фабрике Паскевича. Начало ХХ века.
К сожалению, судьба была неблагосклонна как к коллекции дворца Румянцевых —Паскевичей, так и к ее последней хозяйке. Большая часть ценностей в 1919‑м была перевезена в Московский исторический музей, а из него (при участии Антикварного экспортного фонда) бесследно растворилась за границей. Дворец был национализирован, а княгиня, ютясь сначала в фольварке у лесника, а затем в доме своего бывшего повара Ляскевича, в 1925 году умерла от воспаления легких.
Но благодарные гомельчане не забывают о том историческом и культурном наследии, которое оставили после себя представители славного рода, в том числе и «последняя гомельская княгиня».
Фото из личного архива Владимира ЛИХОДЕДОВА.
Гомель. Дворец Паскевичей. Начало ХХ века.
Гомельский ренессанс
В 1834‑м Паскевич выкупил эти земли у предыдущих хозяев — Румянцевых-Задунайских — и приложил немало усилий, чтобы частнособственническое местечко превратилось в уездный город, а затем и в центр повета Могилевской губернии, творчески развив и приумножив достижения предшественников. К построенным Румянцевыми каменному дворцу, Петропавловскому собору, Ильинской и Троицкой церквям, ланкастерской школе, гимназии, гостиному двору, заводам и фабрикам Иван Федорович добавил стекольную мануфактуру, сахарный и сально-свечной заводы, круподерку, несколько канатно-веревочных и лесопильных предприятий, церковно-приходское и народное училища.Через город во второй половине XIX века прошла шоссейная дорога Санкт-Петербург — Одесса, была проведена телефонная линия Санкт-Петербург — Севастополь, построены Либаво-Роменская и Полесская железные дороги.Близлежащие местечки также не были обойдены вниманием и заботой династии Паскевичей. В частности, в Добруше, где уже имелся в те годы солидный промышленный потенциал в виде полотняно-парусиновой, чугунолитейной, медеобрабатывающей и мукомольной мануфактур, были построены сначала медеплавильный завод, а затем и прекрасно сохранившаяся до наших дней (несомненно, с учетом модернизации оборудования) Добрушская бумажная фабрика, первый выпуск продукции которой датируется 1872‑м. Здесь началось производство нескольких видов бумаги: оберточной — для упаковки табака и сахара, «спичечной» — для печатания этикеток, а также писчей, печатной и газетной. К концу XIX века фабрика стала крупнейшим предприятием в стране, занимала в «Списке фабрик и заводов Российской империи» от 1903 года 8‑е место.
В январе 1910‑го управляющим Добрушской писчебумажной фабрики Антоном Стульгинским было учреждено ремесленное училище, где готовили рабочих разных специальностей: столяров, сапожников, слесарей, кузнецов, переплетчиков, текстильщиков.
С фабрикой был связан и еще один значимый для развития белорусской промышленности проект: здесь в 1896 году начала работать первая на территории нынешней Беларуси промышленная электростанция мощностью 875 лошадиных сил.
Добруш. Бумажная фабрика Паскевича. Начало ХХ века.
Благородная хозяйка земель гомельских
Когда речь заходит о Румянцевых и Паскевичах, все без исключения исторические источники, отмечая очень весомый вклад в развитие региона каждого из них, особо выделяют тем не менее «последнюю гомельскую княгиню» — Ирину Ивановну, жену Федора Ивановича Паскевича.Унаследовав после смерти Ивана Паскевича гомельское имение и 85 000 десятин земли, Ирина и Федор большую часть года проводили не в Санкт-Петербурге, а в Гомеле, активно участвуя во всех городских начинаниях и преобразованиях, особое внимание уделяя благотворительности — пожертвования семьи были беспрецедентно велики.С подачи княгини был учрежден приют для малолетних девочек, завершено строительство гомельской мужской гимназии на пересечении Могилевской и Гимназической улиц (ныне Кирова и Комсомольская), создано Общество пособия бедным. Ирина Паскевич добилась, чтобы в гомельских гимназиях ежегодно обучалось не менее 20 детей из малообеспеченных семей, а преподаватели Добрушской церковно-приходской школы получали ежемесячную прибавку к довольствию из личных средств мужа княгини.
Добруш. Школа при бумажной фабрике Паскевича. Начало ХХ века.
В 68 лет, став единственной владелицей наследства Паскевичей, она удвоила свое усердие в части реализации благотворительных проектов и улучшения трудовых и бытовых условий рабочих, занятых на предприятиях Гомеля и Добруша.В Добруше на средства княгини было построено (а позднее — восстановлено после пожара) новое помещение для Добрушского двухклассного начального училища. Для рабочих лесопильного завода при бумажной фабрике были организованы постоянные консультации врачей, бесплатное лечение и отпуск лекарств из фабричной аптеки. Часть прибыли была направлена на строительство в Гомеле уездной больницы на 40 мест и ночлежного приюта.
На средства Ирины Паскевич были построены народные училища в деревнях Залипье, Прибор, Давыдовка и Студеная Гута. Частично ею был профинансирован построенный в Гомеле в 1907‑м городской водопровод.
Во время Первой мировой войны Паскевич-Эриванская финансирует обустройство на базе городской гинекологической больницы госпиталя для раненых. В 1915 году его посетил император Николай II и остался в восторге от созданных условий, что и выразил в своих телеграммах на имя Ирины Ивановны. Чуть позднее (благодаря ее заботам) в Гомеле появляется и земская больница.
Не забывала княгиня и о своей резиденции — гомельском дворце. Парковый ансамбль, заботливо благоустроенный и содержащийся в великолепном состоянии, стал едва ли не главной достопримечательностью города. К слову, хозяйка дворца вела дотошный учет всех унаследованных и приобретенных лично ценных вещей. Приглашенные гости отмечали изысканный вкус Паскевичей при составлении коллекции ценностей, а искусствоведы и вовсе называли художественное собрание гомельского дворца гимном искусству XIX века.
Добруш. Больница при бумажной фабрике Паскевича. Начало ХХ века.
К сожалению, судьба была неблагосклонна как к коллекции дворца Румянцевых —Паскевичей, так и к ее последней хозяйке. Большая часть ценностей в 1919‑м была перевезена в Московский исторический музей, а из него (при участии Антикварного экспортного фонда) бесследно растворилась за границей. Дворец был национализирован, а княгиня, ютясь сначала в фольварке у лесника, а затем в доме своего бывшего повара Ляскевича, в 1925 году умерла от воспаления легких.
Но благодарные гомельчане не забывают о том историческом и культурном наследии, которое оставили после себя представители славного рода, в том числе и «последняя гомельская княгиня».
Фото из личного архива Владимира ЛИХОДЕДОВА.