По делам и заслугам: какую память о себе оставил род Паскевичей

Честь и верность Паскевичей

В истории Беларуси было немало выдающихся людей, оставивших значительный след и добрую память от благих дел на века. Род Паскевичей, обосновавшийся на нашей земле в 30‑х годах XIX века, справедливо относится именно к таким — не просто приумножавшим собственное достояние, но и принимавшим самое непосредственное и разностороннее участие в жизни людей в Гомеле и его окрестностях, доставшихся во владение генерал-фельдмаршалу, графу Эриванскому, светлейшему князю Ивану Федоровичу Паскевичу, на родовом гербе которого были начертаны слова «Честь и верность».

Гомель. Дворец Паскевичей. Начало ХХ века.

Гомельский ренессанс

В 1834‑м Паскевич выкупил эти земли у предыдущих хозяев — Румянцевых-Задунайских — и приложил немало усилий, чтобы частнособственническое местечко превратилось в уездный город, а затем и в центр повета Могилевской губернии, творчески развив и приумножив достижения предшественников. К построенным Румянцевыми каменному дворцу, Петропавловскому собору, Ильинской и Троицкой церквям, ланкастерской школе, гимназии, гостиному двору, заводам и фабрикам Иван Федорович добавил стекольную мануфактуру, сахарный и сально-свечной заводы, круподерку, несколько канатно-веревочных и лесопильных предприятий, церковно-приходское и народное училища.
Через город во второй половине XIX века прошла шоссейная дорога Санкт-Петербург — Одесса, была проведена телефонная линия Санкт-Петербург — Севастополь, построены Либаво-Роменская и Полесская железные дороги.
Гомель. Усыпальница Паскевичей. Начало ХХ века.
Близлежащие местечки также не были обойдены вниманием и заботой династии Паскевичей. В частности, в Добруше, где уже имелся в те годы солидный промышленный потенциал в виде полотняно-парусиновой, чугунолитейной, медеобрабатывающей и мукомольной мануфактур, были построены сначала медеплавильный завод, а затем и прекрасно сохранившаяся до наших дней (несомненно, с учетом модернизации оборудования) Добрушская бумажная фабрика, первый выпуск продукции которой датируется 1872‑м. Здесь началось производство нескольких видов бумаги: оберточной — для упаковки табака и сахара, «спичечной» — для печатания этикеток, а также писчей, печатной и газетной. К концу XIX века фабрика стала крупнейшим предприятием в стране, занимала в «Списке фабрик и заводов Российской империи» от 1903 года 8‑е место.

В январе 1910‑го управляющим Добрушской писчебумажной фабрики Антоном Стульгинским было учреждено ремесленное училище, где готовили рабочих разных специальностей: столяров, сапожников, слесарей, кузнецов, переплетчиков, текстильщиков.

С фабрикой был связан и еще один значимый для развития белорусской промышленности проект: здесь в 1896 году начала работать первая на территории нынешней Беларуси промышленная электростанция мощностью 875 лошадиных сил.

Добруш. Бумажная фабрика Паскевича. Начало ХХ века.

Благородная хозяйка земель гомельских

Когда речь заходит о Румянцевых и Паскевичах, все без исключения исторические источники, отмечая очень весомый вклад в развитие региона каждого из них, особо выделяют тем не менее «последнюю гомельскую княгиню» — Ирину Ивановну, жену Федора Ивановича Паскевича.
Унаследовав после смерти Ивана Паскевича гомельское имение и 85 000 десятин земли, Ирина и Федор большую часть года проводили не в Санкт-Петербурге, а в Гомеле, активно участвуя во всех городских начинаниях и преобразованиях, особое внимание уделяя благотворительности — пожертвования семьи были беспрецедентно велики.
С подачи княгини был учрежден приют для малолетних девочек, завершено строительство гомельской мужской гимназии на пересечении Могилевской и Гимназической улиц (ныне Кирова и Комсомольская), создано Общество пособия бедным. Ирина Паскевич добилась, чтобы в гомельских гимназиях ежегодно обучалось не менее 20 детей из малообеспеченных семей, а преподаватели Добрушской церковно-приходской школы получали ежемесячную прибавку к довольствию из личных средств мужа княгини.

Добруш. Школа при бумажной фабрике Паскевича. Начало ХХ века.
В 68 лет, став единственной владелицей наследства Паскевичей, она удвоила свое усердие в части реализации благотворительных проектов и улучшения трудовых и бытовых условий рабочих, занятых на предприятиях Гомеля и Добруша.
Гомель. Памятник Паскевичу. Начало ХХ века.
В Добруше на средства княгини было построено (а позднее — восстановлено после пожара) новое помещение для Добрушского двухклассного начального училища. Для рабочих лесопильного завода при бумажной фабрике были организованы постоянные консультации врачей, бесплатное лечение и отпуск лекарств из фабричной аптеки. Часть прибыли была направлена на строительство в Гомеле уездной больницы на 40 мест и ночлежного приюта.

На средства Ирины Паскевич были построены народные училища в деревнях Залипье, Прибор, Давыдовка и Студеная Гута. Частично ею был профинансирован построенный в Гомеле в 1907‑м городской водопровод.

Во время Первой мировой войны Паскевич-Эриванская финансирует обустройство на базе городской гинекологической больницы госпиталя для раненых. В 1915 году его посетил император Николай II и остался в восторге от созданных условий, что и выразил в своих телеграммах на имя Ирины Ивановны. Чуть позднее (благодаря ее заботам) в Гомеле появляется и земская больница.

Не забывала княгиня и о своей резиденции — гомельском дворце. Парковый ансамбль, заботливо благоустроенный и содержащийся в великолепном состоянии, стал едва ли не главной достопримечательностью города. К слову, хозяйка дворца вела дотошный учет всех унаследованных и приобретенных лично ценных вещей. Приглашенные гости отмечали изысканный вкус Паскевичей при составлении коллекции ценностей, а искусствоведы и вовсе называли художественное собрание гомельского дворца гимном искусству XIX века.

Добруш. Больница при бумажной фабрике Паскевича. Начало ХХ века.

К сожалению, судьба была неблагосклонна как к коллекции дворца Румянцевых —Паскевичей, так и к ее последней хозяйке. Большая часть ценностей в 1919‑м была перевезена в Московский исторический музей, а из него (при участии Антикварного экспортного фонда) бесследно растворилась за границей. Дворец был национализирован, а княгиня, ютясь сначала в фольварке у лесника, а затем в доме своего бывшего повара Ляскевича, в 1925 году умерла от воспаления легких.

Но благодарные гомельчане не забывают о том историческом и культурном наследии, которое оставили после себя представители славного рода, в том числе и «последняя гомельская княгиня».

Фото из личного архива Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter