Честь дороже денег

В 2013-м таможенники пресекли 530 попыток дачи им взяток

Перед интервью первый заместитель председателя Государственного таможенного комитета Сергей РЕДНЕНКО (на снимке) предложил журналисту «Р» посмотреть поучительный документальный фильм. Меня зацепили полные драматизма кадры, где фигурирует инспектор таможенного пункта «Каменный Лог» Ошмянской таможни. Она не выдержала испытание взяткой. В итоге была осуждена и оказалась в Гомельской женской колонии. «Как вам здесь живется?» — поинтересовались у нее. «Очень нелегко», — ответила осужденная, в свое время не дорожившая в полной мере званием таможенника. Осознав это, она начала горько плакать…

— Документальный фильм «У последней черты», как нам представляется, лучше любых нравоучений и увещеваний воздействует на личный состав таможенных органов, — прокомментировал собеседник. — Заставляет крепко задуматься тех, кто колеблется, брать взятку или нет, а также о последствиях своих противоправных действий.

— Оценил, Сергей Валентинович, фильм. Эффективные профилактические формы находите. На что еще делаете упор?

— Прежде всего, стараемся поднимать престиж и статус таможенника. Способствуем тому, чтобы кандидаты на службу в таможенных органах осознанно и ответственно делали свой выбор. Нас радует молодая смена: в прошлом году на специальность «таможенное дело» факультета международных отношений БГУ средний проходной балл составил 330, что означает, что каждый предмет нужно было сдать минимум на 80 баллов. А есть и такие абитуриенты, у которых балл при поступлении был 400.

— В ежегодном Послании Президент не оставил без внимания и противоправную деятельность отдельных сотрудников таможенных органов. В частности, он озвучил такие факты. Пресечен канал, по которому коммерсантами при содействии коррумпированных сотрудников Брестской таможни под видом запчастей из стран Евросоюза было ввезено порядка двухсот грузовых автомобилей и автобусов с уклонением от уплаты платежей на сумму свыше 3 миллионов евро. В Минской региональной таможне также работала схема получения взяток от граждан России и Казахстана, ввозивших транспортные средства на льготных условиях. Каково вам, Сергей Валентинович, было слышать об этом?

— Ничего приятного для нас, конечно, в обнародовании таких фактов нет. Но должен сказать, что в последнее время мы достаточно активно выявляем коррупционеров, нашедших себе хлебные места на таможнях, не замалчиваем такие случаи. Так, в минувшем году произошел рост количества уголовных дел в отношении должностных лиц таможенных органов. Связано это прежде всего с активизацией аналитической работы подразделений собственной безопасности, использованием более продуктивной системы постановки на контроль объектов оперативной заинтересованности.

— Это можно и соответствующими цифрами подтвердить?

— Можно. Из общего количества уголовных дел по таможенной системе за должностные преступления возбуждено 16 в отношении 13 человек. Из них по материалам таможенных органов или совместным с иными правоохранителями — 12 уголовных дел в отношении 10 человек. А это 75 процентов — достаточно красноречивый показатель. По всем фактам проведены служебные расследования.

Установлены причины и обстоятельства совершения преступлений. Лица, в отношении которых возбуждались уголовные дела, уволены из таможенных органов.

— Могу возразить: такого рода меры предпринимались таможенными органами и раньше. В чем же перемены?

— Антикоррупционное сознание должностных лиц меняется. Как итог кропотливой и многогранной работы — в минувшем году сотрудниками таможен выявлены и пресечены 530 попыток передачи им незаконного денежного вознаграждения (годом ранее таких фактов было 456, а в 2010-м только 303). То есть примерно из 2000 сотрудников отделов таможенного оформления и контроля каждый четвертый отверг взятку. При этом они достойно выполнили задачи, которые на них возлагались. Среднедневное поступление доходов от деятельности таможенных органов в республиканский бюджет в прошлом году составило 194 320,3 млн. рублей. Дополнительно в бюджет поступило133 миллиарда рублей по линии посттаможенного контроля и 163 миллиарда — от реализации задержанных контрабандных товаров.

За первый квартал года нынешнего должностными лицами таможенных органов пресечено 158 попыток дачи им денежного вознаграждения.

— Возникает вопрос: неужто граждане, прибегавшие к подношениям, не знали, что ступают на скользкую дорожку?

— Конечно, знали. Тем более что в пунктах таможенного оформления на информационных стендах и возле рабочих мест сотрудников таможен размещены плакаты с информацией, предупреждающей об уголовной ответственности за дачу взятки.

— В Послании Президент предупредил, что наказание, даже неотвратимое, способно лишь подрезать сорняки коррупции, срезать только верхний слой. Надо, поставил задачу глава государства, упреждать, профилактировать коррупцию. Что делается для этого?

— По инициативе председателя ГТК мы в последнее время целенаправленно занимаемся ротацией, подбором кадров, развиваем наставничество. Ставить заслон коррупции помогают и современные технологии, например, электронное декларирование. В Беларуси оно получило куда большее распространение, чем в таможенных органах России и Казахстана. Лет через 10—15 мы, думаю, добьемся, что таможенные процедуры будут осуществляться полностью с использованием современных технических средств. И лишь на самом последнем этапе таможенник будет принимать решение.

А пока ищем новые эффективные формы и методы работы. В последнее время председателем ГТК принято такое решение: после каждого правонарушения сотрудника его руководство будет держать отчет на коллегии комитета. Ужесточив спрос с руководителей структурных подразделений, мы побудили их к тому, чтобы они меньше сидели в своих кабинетах, а контролировали, как несут службу подчиненные и в ночное время, интересовались, в каких условиях живут.

Основное внимание в дальнейшем будем уделять именно предупреждению коррупционных правонарушений. Добиваться, чтобы каждый сотрудник в итоге смог выдержать искушение взяткой, другими соблазнами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter