Честь бригады
12.09.2012
Но этим жизнь коллектива не ограничивается. Председатель профкома автосборочного завода Игорь Наумов подчеркивает еще одну сторону. Сами рабочие выбирают своего непосредственного начальника — бригадира. А также совет бригады. Ему доверено в зависимости от сложности, качества работы определять коэффициент трудового участия каждого работника. А КТУ существенно влияет на сумму в расчетном листке. В психологическом плане вопрос непростой. И для вышестоящего руководства достаточно важный. Хватит ли принципиальности совету рублем наказать лентяя? Отчасти ответ дает аттестация каждой бригады, проводящаяся на МАЗе раз в год.
Только на автосборочном заводе таких коллективов около 30. Степан Мухарский возглавляет один из них. 34 слесаря–сборщика и водителя–испытателя, включая его самого, заняты тем, что оживляют только что собранный автомобиль. Заправляют соляркой и антифризом, проверяют регулировки основных узлов и систем. И вот наступает момент, когда поворачивается в замке ключ зажигания, мощно рыкает мотор и новенький грузовик проезжает первые метры своего пути. И честь бригады сделать все, чтобы последующие сотни тысяч километров машина прошла без сучка и задоринки...
Это действо так и хочется сравнить с рождением ребенка. Но Степан Мухарский далек от сантиментов. Упор делает на квалификацию: «Рядовые слесари–сборщики имеют четвертый разряд, а дефектчики, резервные слесари — наивысший, шестой, — поясняет он. — Одни должны уметь выявить самый скрытый недостаток машины, вторые — подменить любого работника бригады».
При этом коллектив молод, средний возраст около тридцати. А значит, есть время для карьерного и профессионального роста. Недавно вот поздравляли всем участком ветерана — отметили его 50–летие подарком, грамотой, чаем с тортиком. Событие, конечно, не планетарного масштаба, но приятно было и юбиляру, и его товарищам. В другой раз сообща помогали Степану Мухарскому перевозить мебель на новую квартиру. В третий кому–то из своих чинили после работы автомобиль — коллективизм в бригаде понимают шире, чем только выполнение производственных обязанностей. И все–таки наиболее ярко он проявляется непосредственно в цехе. Помочь новичку скорее освоить дело, заменить приболевшего коллегу — это в порядке вещей. И не альтруизма ради. Просто задержка главного конвейера материально ударила бы по всем.
Кто–то из читателей уже, возможно, с нетерпением скажет: ну а где же столь любимые в советские времена примеры «перевоспитания» пьяниц и прогульщиков? Считалось, что трудовой коллектив чуть ли не обязан нести за них моральную ответственность. Член совета бригады Борис Прончак несколько иного мнения. «Был однажды у нас один любитель выпить, — вспоминает он. — Поговорили раз, другой. Не понял. Пришлось расстаться». На МАЗе, к слову, с пьяницами, прогульщиками поступают строго. Попался — увольняют по статье. Единственный шанс остаться — если бригада возьмет на поруки. Даст письменное ходатайство. А такое может быть, понятное дело, только раз. Пытаюсь выведать: ну а как же с лентяями, любителями частых перекуров? Показалось, что вопрос вызвал недоумение. На главном конвейере чье–то отсутствие заметят через минуту. Что будет затем — читайте выше о КТУ...
Не на каждом предприятии такая самодисциплина. Но и то, что в условиях рыночной экономики объединяются люди, желающие и умеющие хорошо работать и зарабатывать, — тоже факт. В бригаду Степана Мухарского просто так, думаю, не попадешь. Один из вариантов — будучи учащимся профессионального колледжа, прийти на практику. Понравится паренек трудолюбием, смекалкой — сами пригласят. А любителю вольницы откажут. Еще один путь — по рекомендации. Вот у Бориса Прончака на МАЗе двое братьев и сестра. Не то чтобы кто–то за кого–то ходит и просит. Все–таки работа на заводе тяжелая, а отдачи требует полной. Но если человек знает об этом и делает такой выбор — это внушает доверие.
Сегодня бригады на МАЗе созданы практически во всех подразделениях. Потому что не только на конвейере, но и в ремонтных, энергетических, строительных службах работа в бригаде позволяет достичь наивысших производительности и качества труда и в то же время наиболее верно оценить вклад каждого. Это подтверждает и специальный приказ, изданный для поощрения бригадного труда. Хорошая зарплата — в числе главных аргументов. «Кто хочет работать, тот получает и 5, и 6 миллионов», — прокомментировал этот момент заместитель председателя профкома Леонид Радыно. А я, выходя с предприятия, отметил, что одну из прилегающих улиц расширяют. Поскольку больше негде заводскому человеку оставить автомобиль, отправляясь на смену.