Честь бригады

У главного входа на Минский автозавод на постаменте установлен первенец предприятия — самосвал МАЗ–205...

У главного входа на Минский автозавод на постаменте установлен первенец предприятия — самосвал МАЗ–205. Поодаль стоит символизирующий будущее автопоезд «Перестройка–2000». Десятки самых разнообразных машин и автобусов, которыми отмечен путь между этими вехами, запечатлены на фотографиях. А рядом — портреты инженеров и рабочих, отличившихся на производстве. В советские времена сказали бы, что между всем этим существует прямая связь. Думаю, сегодня такая трактовка чересчур прямолинейна. Все–таки работник на предприятии «общается» не только со станком или другим оборудованием, результатом чего становится конкретная деталь или агрегат. В первую очередь, думаю, автомобиль есть следствие того, что на заводе взаимодействуют друг с другом люди. Эти связи развиваются как по горизонтали, между рабочими, инженерами, так и по управленческой «вертикали», пронизывая тысячами нитей все предприятие и наполняя его жизнь не только сухой управленческой и технической информацией, но и эмоциями, настроениями, мечтами и планами. Что и составляет, в сущности, жизнь завода.


Лучше всего это понимаешь и чувствуешь, идя по цехам автосборочного завода ОАО «МАЗ». Несколько сборочных линий образуют здесь главный конвейер. Кажется, не только движения рабочих, перемещение технологического транспорта, но и шум оборудования подчинен единому ритму и единой задаче: из тысяч деталей, узлов и агрегатов создать мощный грузовик. На первый взгляд рабочие полностью поглощены делом. Каждая операция выверена до секунды, суммируясь, они определяют скорость конвейера. Но постепенно замечаешь, что люди общаются и между собой. Рабочие на смежных постах передают друг другу какую–то информацию. Что–то сообщают комплектовщики. То тут, то там появляется бригадир или мастер участка, кто–то из технологов или управленцев. И постепенно блестящая черным лаком стальная рама обрастает сотнями трубок, проводов, мостами и мотором, кабиной, чтобы выехать за ворота красавцем МАЗом.


Как без сбоев управлять этим процессом? Задача непростая, если учесть, что на автосборочном заводе занято около 1.700 самых разных специалистов. Они собирают машины нескольких сот моделей и модификаций. Начальник цеха № 4 Сергей Юркевич ключевым звеном здесь считает бригаду: «Без этого процесс был бы неуправляемым. Каждая бригада формирует свою микросферу. Приходят новые люди — этот коллектив позволяет быстрее вовлечь их в производство. А бригадир, как в армии старшина роты, лучше всех знает, как расставить специалистов, кому какую операцию доверить. Он — конечное, но от того не менее важное звено в управленческой «вертикали».


Но этим жизнь коллектива не ограничивается. Председатель профкома автосборочного завода Игорь Наумов подчеркивает еще одну сторону. Сами рабочие выбирают своего непосредственного начальника — бригадира. А также совет бригады. Ему доверено в зависимости от сложности, качества работы определять коэффициент трудового участия каждого работника. А КТУ существенно влияет на сумму в расчетном листке. В психологическом плане вопрос непростой. И для вышестоящего руководства достаточно важный. Хватит ли принципиальности совету рублем наказать лентяя? Отчасти ответ дает аттестация каждой бригады, проводящаяся на МАЗе раз в год.


Только на автосборочном заводе таких коллективов около 30. Степан Мухарский возглавляет один из них. 34 слесаря–сборщика и водителя–испытателя, включая его самого, заняты тем, что оживляют только что собранный автомобиль. Заправляют соляркой и антифризом, проверяют регулировки основных узлов и систем. И вот наступает момент, когда поворачивается в замке ключ зажигания, мощно рыкает мотор и новенький грузовик проезжает первые метры своего пути. И честь бригады сделать все, чтобы последующие сотни тысяч километров машина прошла без сучка и задоринки...


Это действо так и хочется сравнить с рождением ребенка. Но Степан Мухарский далек от сантиментов. Упор делает на квалификацию: «Рядовые слесари–сборщики имеют четвертый разряд, а дефектчики, резервные слесари — наивысший, шестой, — поясняет он. — Одни должны уметь выявить самый скрытый недостаток машины, вторые — подменить любого работника бригады».


При этом коллектив молод, средний возраст около тридцати. А значит, есть время для карьерного и профессионального роста. Недавно вот поздравляли всем участком ветерана — отметили его 50–летие подарком, грамотой, чаем с тортиком. Событие, конечно, не планетарного масштаба, но приятно было и юбиляру, и его товарищам. В другой раз сообща помогали Степану Мухарскому перевозить мебель на новую квартиру. В третий кому–то из своих чинили после работы автомобиль — коллективизм в бригаде понимают шире, чем только выполнение производственных обязанностей. И все–таки наиболее ярко он проявляется непосредственно в цехе. Помочь новичку скорее освоить дело, заменить приболевшего коллегу — это в порядке вещей. И не альтруизма ради. Просто задержка главного конвейера материально ударила бы по всем.


Кто–то из читателей уже, возможно, с нетерпением скажет: ну а где же столь любимые в советские времена примеры «перевоспитания» пьяниц и прогульщиков? Считалось, что трудовой коллектив чуть ли не обязан нести за них моральную ответственность. Член совета бригады Борис Прончак несколько иного мнения. «Был однажды у нас один любитель выпить, — вспоминает он. — Поговорили раз, другой. Не понял. Пришлось расстаться». На МАЗе, к слову, с пьяницами, прогульщиками поступают строго. Попался — увольняют по статье. Единственный шанс остаться — если бригада возьмет на поруки. Даст письменное ходатайство. А такое может быть, понятное дело, только раз. Пытаюсь выведать: ну а как же с лентяями, любителями частых перекуров? Показалось, что вопрос вызвал недоумение. На главном конвейере чье–то отсутствие заметят через минуту. Что будет затем — читайте выше о КТУ...


Не на каждом предприятии такая самодисциплина. Но и то, что в условиях рыночной экономики объединяются люди, желающие и умеющие хорошо работать и зарабатывать, — тоже факт. В бригаду Степана Мухарского просто так, думаю, не попадешь. Один из вариантов — будучи учащимся профессионального колледжа, прийти на практику. Понравится паренек трудолюбием, смекалкой — сами пригласят. А любителю вольницы откажут. Еще один путь — по рекомендации. Вот у Бориса Прончака на МАЗе двое братьев и сестра. Не то чтобы кто–то за кого–то ходит и просит. Все–таки работа на заводе тяжелая, а отдачи требует полной. Но если человек знает об этом и делает такой выбор — это внушает доверие.


Сегодня бригады на МАЗе созданы практически во всех подразделениях. Потому что не только на конвейере, но и в ремонтных, энергетических, строительных службах работа в бригаде позволяет достичь наивысших производительности и качества труда и в то же время наиболее верно оценить вклад каждого. Это подтверждает и специальный приказ, изданный для поощрения бригадного труда. Хорошая зарплата — в числе главных аргументов. «Кто хочет работать, тот получает и 5, и 6 миллионов», — прокомментировал этот момент заместитель председателя профкома Леонид Радыно. А я, выходя с предприятия, отметил, что одну из прилегающих улиц расширяют. Поскольку больше негде заводскому человеку оставить автомобиль, отправляясь на смену.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter