Черный ящик для крана

В мире давно используются различные электронные приборы, которые исключают человеческий фактор и при помощи датчиков следят за безопасностью работы крана. Разработан такой прибор и в Беларуси

Кран — одна из самых опасных строительных машин только за счет своих внушительных габаритов. Один размах стрелы чего стоит. А ведь кранам редко приходится работать в чистом поле. Чаще всего — в замкнутом пространстве, когда в пределы досягаемости его «руки» попадают здания, высоковольтные линии… Чуть недосмотрел машинист, немного не сориентировался — и происходит авария, которая подчас заканчивается человеческими жертвами. В мире давно используются различные электронные приборы, которые исключают человеческий фактор и при помощи датчиков следят за безопасностью работы крана. Разработан такой прибор и в Беларуси — комплексная система безопасности крана (КСБК), внедрен в серийное производство. Однако оснащение специальной электроникой кранового хозяйства происходит крайне медленно. По данным отечественного Проматомнадзора, к 1 июня 2007 года такими приборами были оборудованы лишь около 2 % от общего количества грузоподъемных кранов. Причем отечественная разработка контроля безопасности оказалась невостребованной на внутреннем рынке… 

История  безопасности  стрелы 

История внедрения приборов безопасности достаточно длинная. Соответствующее решение было принято еще в 2004 году: оснастить необходимой электроникой краны, не отработавшие нормативного срока службы. В противном случае их эксплуатация запрещается. Решение-то приняли, а вот с его исполнением вышла заминка. Владельцы грузоподъемной техники, как правило, средства расходуют экономно и не всегда безопасность ставят во главу угла своих инвестиций. Словом, возник парадокс: либо жестко следовать законодательству и запрещать практически «пострелочно» использовать краны, либо давать дополнительное время на раскачку. 1 января 2008 года истекает очередной срок, после которого техника без систем безопасности не сможет работать. Но воз вперед продвинулся ненамного. Возможно, даже немного откатился назад. 

Дело в том, что в Беларуси долгое время устанавливались российские приборы-ограничители грузоподъемности ОНК-140 разработки начала 90-х годов прошлого века. С начала этого года они были сняты с производства: в РФ изменилось нормативная база, и ОНК-140 стал непроходным по техническим требованиям. В Беларуси эта аппаратура пока легитимна, но только до января 2008 года. Отечественное МЧС также пересмотрело свою позицию в этом вопросе. Получается, определенное количество кранов может снова оказаться с устаревшей электроникой на борту. 

Свои  приборы  дома  не  нужны 

Разработчики КСБК сейчас находятся в некотором недоразумении. Сначала им поручили сконструировать прибор, не уступающий российским аналогам, потом, в конце 2006 года, коллегия Проматомнадзора поручила нарастить мощности по его производству… И вдруг все усилия оказались особенно-то и не нужны. При возможности выпускать около 1 тысячи единиц систем безопасности в месяц — в Беларуси его удается продать 3—4 сотни в год. И это при крановом парке республики в 16—17 тысяч грузоподъемных кранов. 

Почему российские ОНК по-прежнему теснят отечественные КСБК? Вопрос пока открытый. По цене наши системы дешевле, а по техническим характеристикам, как минимум, не уступают российским аналогам. Возможно, сказывается привычка потребителей: еще недавно отечественных аналогов этой продукции просто не было. 

Кстати, КСБК — это плод кооперации нескольких белорусских инновационных предприятий. Платы для контроллера производит Гомельский радиозавод, противоударный корпус для него — НПО «Горизонт», механические узлы и детали — государственный научно-производственный концерн «Планар», разработку технической документации и окончательную сборку обеспечивает ЗАО «Критерий». Из импортных комплектующих в приборе — только электронная элементная база: микросхемы, транзисторы и т.д. Производство датчиков пытались наладить в лабораториях Белорусского национального технического университета, но, к сожалению, имеющееся у него оборудование не обеспечивает необходимого качества. Впрочем, при технической модернизации БНТУ смог бы справиться с задачей, но чтобы инвестиции окупились, необходимы соответствующие объемы заказов. А их пока нет. 

Впрочем, в разработку и освоение прибора КСБК и так было вложено немало средств. Специально под него ЗАО «Критерий» приобрел современную итальянскую линию, которая обеспечивает высокую точность и надежность при монтаже электронных плат. Сейчас это уникальное для республики оборудование фактически простаивает. 

Захлопнулась экспортная калитка?.. 

Впрочем, разработчики КСБК рассчитывали не только на отечественного потребителя. Белорусский рынок слишком скромен по объективным причинам для развертывания рентабельного производства. КСБК получил все необходимые разрешения и сертификаты для поставок в Российскую Федерацию. Де-юре можно запросто начинать экспортные отгрузки. Тем более что в РФ с безопасностью кранов тоже непростая ситуация, а парк техники насчитывает более 270 тысяч единиц. Имеются и потенциальные дилеры. Но есть одна проблема… 

Российские партнеры отлично знают рынок СНГ. В том числе и нюанс, что в Могилеве на новые краны устанавливают российские приборы. Почему «Могилевтранс-маш» приобретает импортное оборудование, когда имеются белорусские аналоги? Значит, что-то с КСБК не так? Нет, все в порядке. Ведь приобретают могилевчане отечественные системы для оборудования ими несерийных моделей кранов. 

Сегодня производители КСБК ждут какого-то логического разрешения этой парадоксальной ситуации. Полагают, что произошло какое-то недоразумение, которое будет устранено. Ведь если в ближайшие месяцы ничего не изменится, то выгоднее свернуть производство прибора. А это значит, отдать определенную нишу высокотехнологичной продукции иностранному производителю, нишу, которую могут достойно занимать отечественные предприятия. 

В стране взят курс на инвестиции в инновации, ориентированные на импортозамещение и экспорт. Естественно, без поддержки отечественным, даже конкурентоспособным, новинкам  сложно тягаться с иностранными производителями, у которых многолетние налаженные связи. Поэтому в отношении таких молодых товаров необходимо особенно пристально соблюдать чистоту конкуренции. Конечно, КСБК не решит проблемы отрицательного внешнеторгового сальдо. Но несколько миллионов долларов в месяц валюты в страну принести сможет. А по таким каплям и складывается экономическое благополучие страны… 

---------------------------------

Справка «ЭС» 

Прибор КСБК состоит из микропроцессорного контроллера в ударопрочном корпусе и датчиков. Контроллер анализирует информацию, полученную от различных датчиков и определяет положение крана в пространстве, его перемещения, расстояние до препятствий и опасных предметов… Как только возникает вероятность столкновения или опасность аварии, электроника автоматически блокирует систему управления краном, оставляя крановщику доступным лишь набор действий, которые нейтрализуют аварийную ситуацию. Скажем, сработала защита, когда стрела оказалась рядом с ЛЭП, и она застывает в воздухе – КСБК не позволит двигать ее к ЛЭП, а только отвести обратно. Прибор КСБК иногда еще называют черным ящиком крана: контроллер выполняет не только функцию безопасности, но и хранения информации о всех «телодвижениях» техники: по какой траектории она двигалась, время и продолжительность работы, массу поднятых грузов и т.д. 

Прибор подходит для обеспечения безопасности любых типов кранов: самоходных, башенных, пневмоколесных, мостовых… При небольшой модернизации может устанавливаться на строительные подъемники, лифты, буровые нефтяные вышки и другое оборудование, которое обладает повышенной опасностью. Одно из главных преимуществ белорусской разработки – ее универсальность. Одинаковые датчики и контроллеры могут монтироваться на любые модификации кранов – меняется только программное обеспечение.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter