Черный январь

В эти дни народ Азербайджана вспоминает жертв чудовищной трагедии

В эти дни народ Азербайджана вспоминает жертв чудовищной трагедии, произошедшей в Баку два десятка лет назад

В ночь с 19-го на 20 января по личному распоряжению президента СССР Михаила Горбачева в город были введены войска. Кровавой акции, оставившей незарастающую рану в сердце азербайджанского народа, было присвоено кодовое название «Удар».

Начало 90-х годов прошлого века — смутные времена… Период распада огромной страны, разрушения десятилетиями устоявшихся связей между союзными республиками, разгорания межнациональных конфликтов.

Как известно, большое видится на расстоянии. Спустя многие годы становится очевидным: распад Союза — логичный итог горбачевского правления. Но тогда, похоже, у первого и последнего президента СССР почва уходила из-под ног. Республики одна за другой давали понять Кремлю, что больше не хотят жить по его указке.

До операции «Удар» безрезультатные акции устрашения были проведены в Грузии, Казахстане, Литве. Но, пожалуй, нигде насилие по отношению к мирному населению не имело таких масштабов, как в Баку.

Горбачев узрел в Азербайджане попытку свержения советской власти. Официально заявленный мотив введения войск был, как и подобает, весомым: «Чрезвычайное положение в Баку продиктовано интересами защиты и безопасности граждан…»

Однако авторы книги «Черный январь. Баку-1990» резонно спрашивают: «Как могло случиться, что введение чрезвычайного положения в Баку, продиктованного, судя по указу Президиума Верховного Совета СССР, интересами защиты и безопасности граждан, принесло столько горя и страданий в сотни домов, нанесло страшную моральную травму азербайджанскому народу, всему населению суверенной республики?»

Действительно, в результате этой преступной акции фактически за сутки были убиты более сотни мирных жителей города, несколько сотен пропали без вести, до тысячи человек получили ранения и увечья. А поскольку Баку всегда был интернациональным городом, под прицельные и шальные пули, гусеницы танков попали не только азербайджанцы, но и русские, грузины, евреи, татары, украинцы… Все те, кто попадался на пути введенной группировки.

К слову, спустя многие годы Михаил Горбачев признает, что если он и виноват в произошедшей трагедии, то лишь частично…

Хотя очевидец тех событий Чрезвычайный и Полномочный Посол Азербайджана в Беларуси Исфандияр Вагабзаде не понимает: как может быть частичной вина человека, лично распорядившегося громить мирный город?

«17 января часть войск уже была в городе. Началом варварской операции можно считать расправу над всеми средствами коммуникации, — вспоминает посол. — Мы были лишены телефонной связи, возможности смотреть телевидение (телецентр в Баку обесточили и полностью вывели из строя), не выходили газеты, не поступали радиосигналы... Мы оказались в информационном вакууме. Было ощущение, что готовится что-то страшное, но люди еще не понимали, что и за что…

В ночь с 19-го на 20 января раздались первые выстрелы. Я тогда работал в горкоме партии. Вышел на балкон рабочего кабинета и увидел вдоль улицы трупы убитых людей — это были первые жертвы горбачевской операции. Я в свое время прошел Афганистан и знаю, что такое война и гибель мирных людей. Поэтому первым порывом было выйти на улицу и сказать тем солдатам, которые по приказу свыше пришли, чтобы убивать: «Что вы творите? Остановитесь! Вы же убиваете невиновных!» Утром, когда мы вышли из здания горкома, весь еще накануне чистый, белый город (тогда в Баку выпал снег) был залит кровью, а трупы людей лежали прямо под ногами… В это трудно поверить, но убивали даже врачей скорой помощи, которые спешили на помощь раненым…

Мои дети в ту пору были еще маленькими. Они видели в окно танки, солдат в касках и с автоматами и говорили: «Мама, война началась, немцы пришли…»

Хроника тех дней сохранила обращение к Генеральному секретарю ЦК КПСС, Председателю Верховного Совета СССР Михаилу Горбачеву Председателя духовного управления мусульман Закавказья Шейх-уль-Ислам Аллахшукюр Паша-Заде:

«Мои слова, каковыми они бы ни были, не смогут передать всю скорбь азербайджанского народа, его бесконечное горе, которое навсегда вселилось в миллионы сердец. Говорю об этом не с целью, чтобы вы разделили нашу боль, отозвались сочувствием, это было бы оскорблением для всего моего народа, это было бы циничным глумлением над памятью погибших соотечественников. Злодеяния, совершенные в Баку 19—20 января, не поддаются разуму. Улицы города обагрены кровью сотен невинных жертв, среди которых дети, женщины, старики… Нет и не может быть никакого оправдания этой кровавой бойне, этому чудовищному преступлению, санкционированному вами как главой государства…»

Азербайджанцы несколько лет не знали истинных мотивов и масштабов тех страшных событий. Объективная оценка была дана им лишь спустя несколько лет. В 1993 году Гейдар Алиев, став президентом страны, обнародовал всю правду.

С тех пор каждый год в эти январские дни в Азербайджане траур. Традиционно в Баку на Аллее Шахидов собираются тысячи людей, сюда приезжает руководство страны, возлагаются венки, проходит реквием. Затем бакинцы расходятся по домам и вспоминают погибших родственников, друзей, соседей. Те из азербайджанцев, кто находится за рубежом, также вместе вспоминают жертв трагедии. По признанию главы азербайджанской дипмиссии в Беларуси, посольство традиционно собирает представителей диаспоры в нашей стране на памятный вечер.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter