"Черный" бензин

Что за фантастика - промчаться на крутом авто типа "купе" на скорости под 200 верст! Правда, для этого мало иметь шикарную машину.
Что за фантастика - промчаться на крутом авто типа "купе" на скорости под 200 верст! Правда, для этого мало иметь шикарную машину. Нужно еще соответствующее топливо, поскольку "кушает" такая, как правило, бензин марки "супер" с октановым числом 98. Он нечасто бывает на наших АЗС, а когда встречается, то, зная, что нефтепродукты возят в одной "бочке", не очень веришь в наличие всех заявленных октановых единиц. На первый взгляд проблема касается немногих, ибо обладателей "супертачек" в Беларуси можно назвать едва ли не наперечет. Но, оказывается, есть у нее и другая, финансовая сторона.

Недавно на саммите силовых структур СНГ, прошедшем в Минске, генеральный прокурор России Владимир Устинов в числе наиболее криминальных сфер экономики назвал торговлю нефтепродуктами. И не случайно. В свое время "левый" бензин заполонил российскую провинцию, то же можно сказать об Украине. Это подтвердит любой владелец иномарки, заправлявшийся там, особенно не на фирменной АЗС. Еще относительно недавно и в Беларуси, когда бензином в канистрах или с бензовозов торговали вполне открыто, запросто можно было нарваться на подделку. Изготавливают ее из прямогонного бензина, добавляя "термоядерный" антидетонатор. Ясно, что такая смесь и близко не текла рядом с настоящим высокооктановым топливом, включающим 8 - 12 компонентов, производство которого требует современного и очень дорогого оборудования. От подмены бензина суррогатом казна недосчитывается многомиллионных акцизных платежей.

Но то у них и в прошлом, а как у нас и сейчас? Прокурорскую наводку неожиданно подкрепил телефонный звонок. Человек на другом конце провода представился сотрудником лаборатории аналитических исследований Института ядерных проблем БГУ. Лаборатория непростая, она занимается разработкой диагностического оборудования и даже прошла специальную аккредитацию в государственном Институте метрологии. Так вот, оказывается, из проверенных в прошлом году 34 образцов автомобильных бензинов 9 не соответствовали заявленному качеству. А в этом году оба образца 98-го бензина, поступивших на проверку по линии Госстандарта, также не показали должного числа октановых единиц. Подобная информация сразу побудила собрать дополнительные сведения. И в первую очередь - в Госстандарте.

Однако тут особых проблем не видят. Как сообщил ведущий госинспектор по надзору за стандартами Павел Шуба, были проверены все нефтебазы и хранилища бензина, но отступлений от ГОСТов обнаружить на этом уровне не удалось. А проверить все АЗС, увы, физически невозможно: их слишком много. Но представить, что там "химичат", сложно, поскольку придется подделывать множество всяких документов, а это чревато. Несколько удивило, что на автомобильные бензины нет в стране своего стандарта, живем по ГОСТу 1977 года, хотя в России свой новый стандарт ввели. Различие и в том, что там автомобильное горючее обязательно подвергается сертификации, а у нас - нет. Выяснилось, что наши требования к топливу пониже, чем в Европе. А на АИ-98 существуют лишь ТУ - технические условия, устанавливаемые самим предприятием, исходя, естественно, из его технологических возможностей. Впрочем, белорусские НПЗ такой бензин практически не выпускают. Как пояснили в концерне "Белнефтехим", нет якобы гарантированного спроса для крупнотоннажного производства.

Во всем этом настораживает, что бензоколонки остались без квалифицированного контроля. Директор сбытовой сети компании "ЛУКойл - Белоруссия" Владимир Остапец, однако, с таким мнением категорически не согласен. На своей центральной нефтебазе, в отличие от остальных белорусских, компания под каждый тип бензина провела отдельный трубопровод, что исключает смешение топлива. Помимо его плановых проверок в аккредитованных стационарных лабораториях, каждая партия контролируется на портативном экспресс-оборудовании, которое есть практически на всех фирменных АЗС. Проверяются октановое число, удельный вес и другие показатели. И пока претензий к горючему, поступающему с белорусских нефтеперерабатывающих предприятий, нет. А вот от продажи бензина АИ-98, чтобы не терять репутацию, пришлось отказаться.

Согласитесь, жест характерный.

Кто же эти недобросовестные поставщики? В упоминавшейся уже лаборатории показали несколько документов, проливающих свет на этот вопрос. В роли поставщиков-изготовителей бензина в Беларусь в количестве нескольких десятков тонн выступали некие частные фирмы, одна из которых размещалась в гостинице, вторая и вовсе обратным адресом имела почтовый ящик. Как же в таких условиях производить высокотехнологичную крупнотоннажную продукцию? Ответ таков: берете цистерну прямогонного бензина, засыпаете ведро ферроцена (препарат железа) для поднятия октанового числа и размешиваете веслом. ГОСТом не возбраняется. Между тем закон о чистом воздухе США 1990 года и Мировая топливная хартия 1998 года запрещают введение марганца, железа и других металлосодержащих добавок в бензины.

Ученые-ядерщики разработали даже стандарт Беларуси на методику определения параметров неэтилированного бензина. Солидный труд с подробными таблицами и графиками, однако, органами, призванными заботиться о качестве, фактически оказался невостребован. Чего не скажешь о бензиновых "королях". По словам сотрудников лаборатории, им уже предложили стать за круглую сумму наличными консультантами по производству "супергорючего". А получив отказ, попробовали разобраться иными, более крутыми способами. Стоит ли после этого удивляться, что сотрудники лаборатории отказались называть свои фамилии.

Впрочем, как заявил руководитель расположенного в БГПА органа по сертификации нефтепродуктов Леонид Глазков, методика его университетских коллег не признана и не дает оснований претендовать на истину в последней инстанции.

Естественно, и не автору выступать в этой ипостаси. Но некоторые соображения позволю себе высказать. Возможно, ниша, которую занимает АИ-98 на бензиновом рынке Беларуси, и невелика. Но то, что наши нефтеперерабатывающие гиганты пренебрегли ею, значит, помимо всего прочего, и то, что они пренебрегли потребителем. Тем более что с нашего рынка была вынуждена уйти зарубежная фирма "Несте", торговавшая европейским 95-м и 98-м бензинами. Но, как бы то ни было, свято место пусто не бывает. Кем оно занято - на этот вопрос, думаю, еще предстоит ответить.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter