Черным по зеленому

В 2013-м Минлесхоз построит 126 км лесохозяйственных дорог

В нынешнем году Министерство лесного хозяйства построит в стране 126 километров лесохозяйственных дорог

И это, надо сказать, не рекорд: только в прошлом году зеленый массив разделили 154 километра важных связующих ниточек. В то же время в 2007—2010 годах специалисты построили всего 301 километр лесохозяйственных дорог, в том числе 51 километр — в лесах, находящихся в ведении Управления делами Президента. Сохранится ли тенденция роста в дальнейшем и чем обусловлен лесной строительный бум, узнавала корреспондент «Р».

Путевка… в лес

Появление почти семи километров извилистого дорожного полотна для Стародорожского опытного лесхоза — событие значимое. Проложена новая дорога рядом с озером Скачальским, окруженным болотами, за которыми находится хороший лесной фонд. Его ежегодная расчетная лесосека составляет 20 тыс. кубических метров главного пользования и 7 тыс. кубометров рубок ухода. Для сравнения, в целом расчетная лесосека по лесхозу насчитывает 139 тыс. кубов древесины. Вот только добраться до заозерных деревьев технике по нехоженой местности было трудно. И если прорваться со скрипом колес и ревом моторов все же удавалось, то вывозить древесину для отгрузки на железную дорогу приходилось окружным путем через соседний Осиповичский район. А значит, проделывать лишние 40—50 километров, на что ежегодно тратилось дополнительно Br 250 млн.

Первые метры лесохозяйственной дороги появились здесь еще в 2011-м, последние — в конце прошлого года. Все это время строители прокладывали путь по болотистой местности, осушали отдельные участки, делали насыпи, устраивались трубы-переезды. В целом мероприятия обошлись без малого в Br 1,97 млрд.: Br 1,39 млрд. были выделены из республиканского бюджета, еще Br 579 млн. составили собственные средства лесхоза. Как ожидается, окупятся вложения через 8 лет. «Важно и то, что теперь будет проще осуществлять охрану лесов от пожаров. Ведь раньше сюда ни пожарным машинам было не проехать, ни воду подвести. К слову, параллельно со строительством дороги создавали мы и противопожарные водоемы, — говорит директор Стародорожского опытного лесхоза Валентин Цвирко. — Кроме того, мы сделали проект еще одной дороги протяженностью восемь километров, за дело примемся уже в текущем году. Строить надо обязательно, иначе как без них можно сегодня в лесу».

Помимо основной нагрузки во благо отрасли, новый путь стал и связующим звеном между двумя районами. Теперь город Осиповичи на 20 километров ближе. «Весной и летом у нас много отдыхающих, но добраться до озера было под силу не всем. Теперь же проблема будет снята, что не может не привлечь инвесторов для развития экотуризма», — подчеркивает председатель Стародорожского райисполкома Степан Чечуха.

От мала до велика

Эта лесохозяйственная дорога лишь малая часть из 154 построенных километров. Более всего в прошлом году развивали дорожную сеть в Гомельской, Витебской и Могилевской областях. Вместе с тем в Минлесхозе говорят: то ли еще будет. И делятся планами на будущее. «Начиная с 2011-го и до 2015 года включительно согласно Программе строительства лесохозяйственных дорог в лесах республики в лесном фонде министерства появится 641 километр новых лесохозяйственных путей. Это даст возможность вовлечь в оборот более 3 млн. кубических метров древесины. Еще 109 километров будет построено в лесах Управления делами Президента. Таким образом, во всем лесном фонде страны будет создано 750 километров дорог. Это внушительные объемы, — рассказывает министр лесного хозяйства Михаил Амельянович. — Надо отметить, что строительство дорог осуществляется на труднодоступных заболоченных участках леса, где имеются запасы спелой и перестойной древесины. А ведь это сырье для строящихся и проходящих модернизацию крупных деревообрабатывающих предприятий. Как известно, в стране к 2015 году их будет 11. Для полной их загруженности и получения продукции с более высокой добавленной стоимостью необходимо ежегодно осваивать расчетную лесосеку».

Напомним, строительство лесохозяйственных дорог ведется в рамках выполнения поручения главы государства, данного в июле 2006 года на совещании по вопросам повышения эффективности работы лесной и деревообрабатывающей отраслей. Результатом работы в первые четыре года стало почти 250 километров дорог, благодаря чему в 2010-м увеличилось освоение труднодоступной расчетной лесосеки по сравнению с предыдущим годом на 418 тыс. кубических метров (три годовых расчетных лесосеки Стародорожского лесхоза). Быстрее стали добираться люди и для тушения пожаров, и для ухода за насаждениями.

Примечательно, что до 2012 года на строительство лесохозяйственных дорог деньги выделялись из республиканского бюджета. Но уже в прошлом году источников финансирования стало три, в том числе и собственные средства лесхозов (Br 12 млрд.), и отчисления от таксовой стоимости древесины (Br 78 млрд.). В целом же в ушедшем году инвестиции в это нужное дело составили Br 103 млрд. Любопытно, что раньше дороги были более шести метров в ширину. Но в прошлом году, дабы оптимизировать затраты, их «подрезали» до пяти. Как говорят специалисты, этого достаточно для предусмотренных целей. А чтобы машины могли разъехаться, чаще стали делать так называемые «кармашки».

Однако, как показывает практика, построить дороги в лесах — это только полдела. И хоть полотно изначально укреплено и рассчитано на передвижение большегрузной техники, без «травм» не обходится. «Поэтому мы планируем создать в каждой области по одному-два ремонтно-дорожных участка. Сейчас готовим проект постановления в Совмин, чтобы нам выделили средства на закупку техники, с помощью которой можно будет ухаживать за дорогами, ремонтировать их. По нашим подсчетам, на эти цели необходимо инвестировать около Br 100 млрд.», — делится планами Михаил Амельянович.

На снимке: лесохозяйственная автодорога.

Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter