Черные тона цветного лома

Детали от военной техники, электрооборудование, мотки электропроводов, теплоизоляцию и даже мемориальные доски находят сотрудники правоохранительных органов Витебщины у нелегальных скупщиков цветных металлов.
Детали от военной техники, электрооборудование, мотки электропроводов, теплоизоляцию и даже мемориальные доски находят сотрудники правоохранительных органов Витебщины у нелегальных скупщиков цветных металлов. За 11 месяцев ими выявлено 120 таких скупок. Зарегистрировано

235 преступлений, связанных с хищениями цветного металла.

"Еще пять лет назад не было случаев, чтобы люди, подвергая свои жизни опасности, лезли в трансформаторные подстанции или сматывали находящиеся под напряжением провода, - рассказывает начальник отделения УБЭП УВД Витебского облисполкома Владимир Трофимов. - Сейчас такие сообщения все чаще появляются в милицейских сводках. Мало того, что государству и предприятиям наносится серьезный материальный ущерб, - страдают люди, остающиеся по воле добытчиков цветных металлов без электричества. Когда недавно были скручены 1.950 метров электропровода близ деревни Турлаи Оршанского района, обесточенными оказались 25 жилых домов. Лишь чудом и благодаря усилиям ремонтных служб не была разморожена водонапорная башня в одной из деревень Витебского района. Причина ее остановки та же - срезаны электропровода.

Не перечесть и случаи, когда ради нескольких килограммов меди или алюминия уничтожается оборудование, стоящее миллионы рублей".

Оперативники это связывают с тем, что уже почти не осталось бесхозного цветного металла, а количество желающих заработать на этом деле увеличилось. Подтверждают сей факт и задержанные содержатели нелегальных скупок. В недалеком прошлом их доходы составляли 200 - 300 долларов в месяц, теперь - 50 - 100. Впрочем, такое развитие событий не останавливает преступный промысел, а делает его лишь более изощренным. Там, где закрывают одни пункты скупки цветного металла, тотчас же открываются новые. Это обусловлено складывающейся ценовой политикой.

Арифметика здесь проста, как таблица умножения. Официально принимающий от населения цветной металл "Белкоопсоюз" платит, к примеру, за 1 кг алюминия 250 - 300 рублей. Витебский цех предприятия "Белцветмет", заготавливающий лом от юридических лиц, дает за такое же количество металла 600 рублей. В нелегальных скупках наличными и сразу же сдатчику килограмма алюминия вручают от 800 до 900 рублей и при этом не интересуются происхождением металла. А оптовик - содержатель скупок, перевезя алюминий в Смоленскую область, получает за тот же килограмм доллар. Там наши электропровода или детали от военных машин переплавляются в слитки и отправляются по мировым ценам в Прибалтику, Польшу, Германию. Система работает, как часовой механизм, и приносит выгоду всем участникам преступного промысла. Противостоять ей сейчас непросто.

Сурово можно наказать похитителя цветного металла. Но, извините, к каждому столбу милиционера не приставишь. Можно бороться и со скупщиками, правда, с большими издержками и низким эффектом. Некоторые скупки располагаются в домах, городских квартирах, частных сараях и гаражах. Чтобы нагрянуть туда с обыском, нужны веские доказательства противоправной деятельности их владельцев и санкция прокурора. Характерная история. Получив информацию, что в одном из сараев, приспособленном под "приемный пункт", скупают цветной металл, оперативники под видом продавцов нескольких килограммов алюминия решили прийти по адресу. В сарае стояли весы и лежало около 20 кг металла. Этот факт и был ими задокументирован. Но изначально-то велась речь о 20 тоннах. Где? "В соседнем сарае, а ключ от него у хозяйки", - подсказали им. Взламывать дверь нельзя. Просидев 6 часов в засаде, они удалились ни с чем. Утром следующего дня хозяйка отворила сарай, в котором уже ничего не было. "Да вот какие-то мужчины попросили взять на хранение непонятные железки. Заплатили 15 тысяч рублей. Хорошая прибавка к пенсии. А что, нельзя это делать? Подержали железки и увезли", - поясняла женщина сотрудникам милиции.

Впрочем, и пойманные с поличным содержатели скупок не многим рискуют. У них изымают металл, составляют административный протокол, а после суд решает, сколько они должны внести штрафа за занятие незаконной предпринимательской деятельностью. Закон предусматривает за это ответственность в разбежке от 2 до 10 базовых величин.

С оптовиками бороться еще сложнее. Во-первых, граница с Россией прозрачная и, кроме основных трасс, есть немало проселочных дорог. Во-вторых, если милиция и остановит машину с цветным металлом, то водитель объяснит, что металл он собирал лично, а приехал в приграничную зону потому, что ему сообщили о высоких ценах на него в здешних местах. Через месяц, если милиция не докажет факт скупки, такого оптовика надо отпускать, извинившись перед ним. Если факт скупки будет доказан, нарушителя закона ждет тот же штраф от 2 до 10 базовых величин и изъятие груза.

Владимир Трофимов считает, что в борьбе с расхитителями, скупщиками и сбытчиками цветных металлов существует правовой пробел. Указ Президента N 40 предусматривает серьезную ответственность для юридических лиц за отсутствие документов или ненадлежащее их оформление при перевозке лома. О физических лицах, то бишь "рядовых господах", там не сказано ничего. А потому все усилия милиции подобны стараниям Сизифа, толкавшего камень на крутую гору.

Кстати

Недавно смотритель Старо-Семеновского кладбища в Витебске, обходя территорию, обнаружил исчезновение бюста художника Юрия Пэна - учителя Марка Шагала. У следователей Железнодорожного РОВД не возникло сомнений в том, что бюст унесли, чтобы сдать его в нелегальную скупку цветного металла. На этот раз похитители просчитались. Бюст лишь снаружи был алюминиевым, а внутри - бетонным. Это уже третье за последние 4 года похищение бюста Юрия Пэна. И каждое - ради того, чтобы сдать его нелегальным скупщикам цветмета...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter