Черные пятна на карте. И в памяти…

Куры спасались от свор собак, забираясь на деревья...

— Черный комбинезон и пилотка — вот, пожалуй, и все средства защиты от радиационного облучения. Совсем рядом – вышедший из строя реактор четвертого энергоблока Чернобыльской АЭС, — сегодня председатель ассоциации работников правоохранительных органов «Щит Чернобылю» Александр Кузьменко вспоминает об этом со спокойной усмешкой. — Но и тогда, в апреле 1986-го, не было ни паники, ни страха. Истинных масштабов трагедии никто не знал, да и некогда было осознавать. Думалось в первую очередь о том, как убедить людей в срочном порядке собрать вещи и покинуть родные дома с цветущими садами.

Александр Михайлович один из тех, кому была поставлена нелегкая задача: в течение суток обеспечить выселение из 30-километровой зоны всех людей и домашних животных. Но это действительно трудное и в психологическом, и в материально-техническом плане мероприятие прошло достаточно слаженно и успешно.

С гордостью отмечает Александр Михайлович, занимавший в то время должность начальника отдела ГАИ Гомельского УВД, что, несмотря на огромный поток машин, невыносимую жару, физическую усталость и поспешность, во время эвакуации не зафиксировали ни одного ДТП! В первые же дни были изготовлены новые щиты и знаки, которых нет ни в одних правилах дорожного движения мира: «На обочину не съезжать», «Осторожно: радиация», «Пункт дезактивации». Милицейская служба по эвакуации, патрулированию зон отселения и отчуждения, пресечению попыток мародерства велась сутками. Что же касается собственной безопасности, то не секрет, что должного внимания тогда этому не уделялось. По словам Александра Кузьменко, выданные ему и остальным членам штаба гражданской обороны дозиметры в виде металлических авторучек на самом деле можно было применять только непосредственно в очаге взрыва. Уровень же накопления радиации этот прибор вовсе не показывал. А противогазы и респираторы никто и не надевал, заботясь в первую очередь о том, как это будет выглядеть в глазах населения, и без того взбудораженного всем происходящим. Это потом уже война с «открытым забралом» против радиоактивного зла стала выливаться в новые страницы медицинских карт, многим стоить жизни.

— Оказывать ликвидаторам и членам их семей социальную и материальную помощь — ради чего, собственно, и была создана спустя пять лет после чернобыльской катастрофы ассоциация «Щит Чернобылю» — становится все трудней, — говорит председатель правления Олег Прилуцкий. — Проблема неновая – отсутствие средств. Раньше большим подспорьем были различные юридические организации, которые имели право являться членами ассоциации. После соответствующих изменений в законодательстве финансовый поток значительно оскудел. Тем более что ассоциация «Щит Чернобылю» не включена ни в одну из госпрограмм и никаких дотаций не получает. Основные источники – это членские взносы, гуманитарная и редкая спонсорская помощь. Однако сказать, что ветераны Чернобыля остались совсем наедине со своими проблемами, тоже нельзя. По возможности помощь все же оказывается, очень многое делается на личных контактах. Одно из основных направлений работы сегодня – это оздоровление. Организован круглогодичный детский отдых в национальном оздоровительном лагере «Зубренок», подписан ряд договоров с санаторно-оздоровительными организациями Абхазии и Украины, где поправить здоровье и просто отдохнуть по льготной цене могут не только ветераны, инвалиды и участники ликвидации последствий на ЧАЭС, но и остальные сотрудники милиции. 

При активном участии ассоциации в 1998 году как живой памятник всем жертвам Чернобыля была построена церковь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Ежегодно 26 апреля здесь, в столичном парке Дружбы Народов, проводится траурная церемония, а также торжественное возложение корзин с цветами к Камню Памяти жертв и героев чернобыльской катастрофы. Нынешний год не станет исключением.

По воспоминаниям Олега Владимировича, самое яркое впечатление от увиденного в одной из командировок в зону отселения – это куры, спасавшиеся от свор собак на деревьях. Полную сюрреализма картину могут дополнить оставленные дома, комбайны, тракторы и абсолютное безлюдье. Кошки — и те подались в леса. Тишину и спокойствие периодически нарушали мародеры, которые в обход контрольно-пропускных пунктов приезжали за брошенным людским добром. К слову, работа по пресечению подобных фактов не прекращается и по сей день.

— Сегодня в отселенных районах Гомельской и Могилевской областей под надзором сотрудников строевых подразделений милиции по охране территорий радиоактивного загрязнения находятся 359 деревень, в которых проживают чуть более трехсот человек. И если к местным жителям, как правило, претензий не возникает, то с непрошеными гостями дело обстоит иначе, — рассказал старший инспектор по особым поручениям ГУОПП МВД Василий Шумский. — Желающих попасть на режимную территорию без соответствующего разрешения, дабы поживиться, скажем, металлоломом или стройматериалами, предостаточно. Оставленные дома и сельхозтехника не перестают будоражить воображение любителей дармовщины. Степень радиоактивной загрязненности мародеров мало интересует, так как добытое они, естественно, собираются продавать. Это же касается и браконьеров. Охотники, рыболовы, собиратели грибов и ягод постоянно попадают в поле зрения милиционеров. Все они подвергаются тем или иным мерам административного взыскания. Например, за первый квартал этого года выявлено 76 нарушителей требований режима радиационной безопасности, зафиксировано восемь фактов нарушений правил рыболовства и семь — охоты.

С наступлением тепла головной болью становится выявление очагов пожаров, которые в тех условиях особо опасны. Радиоактивная гарь, выделяемая этими мини-реакторами, может быть разнесена ветром на многие десятки километров. Поэтому милиция уже перешла на круглосуточный режим несения службы. Регулярно организовываются совместные рейды с работниками лесных хозяйств и специалистами районных администраций зон отчуждения и отселения. Кроме того, патрульные машины укомплектованы ранцевыми распылителями, с помощью которых можно собственными силами потушить небольшие возгорания сухой травы. Отслеживание несанкционированных посевов, практикуемых некоторыми соседними СПК, пресечение незаконной вырубки леса и использования пастбищ тоже входят в круг обязанностей милицейских патрулей.

Естественно, сегодня уже совсем другой подход к обеспечению безопасности здоровья. По окончании дежурства обязательной замене подлежит форменная одежда. Помимо этого, у каждого сотрудника, несущего службу в зоне радиоактивного загрязнения, имеется в кармане личный накопитель внешнего облучения. Ежеквартально эти приборы проверяются в областных санитарно-эпидемиологических службах. Как только достигается предельно допустимая норма количества рентген, сотрудник переводится на службу в более чистое место.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter