Черные пятна на белом

Огромные горы почерневшей бесформенной массы можно встретить в каждом районе Минска...

Во время недавних снегопадов коммунальники ежедневно вывозили с минских улиц по 25 тысяч тонн снега. В два раза больше, чем в прошлые зимы! Где же он оседает? Оказывается, его сбрасывают на пустыри города. Огромные горы почерневшей бесформенной массы можно встретить в каждом районе Минска. Иногда такой сугроб вырастает прямо около жилых домов, как это было в Лошице.


...Снег свозят в овраг у пересечения улиц Янки Лучины и Владислава Сырокомли. Один за другим подъезжают груженые самосвалы и отправляют в котлован новую порцию темно–серой смеси. За этим грустно наблюдают прохожие, пассажиры автобусов и жильцы ближайших домов. Жители «спального» микрорайона не хотят мириться с таким соседством и пишут письма на интернет–сайт Мингорисполкома. «Это не пустырь! — возмущены они. — Рядом живут люди, гуляют дети, поблизости находится школа. Почему это никто не учитывает?»


— Проблема скорее эстетическая, чем экологическая, — успокаивает председатель Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Александр Боровиков. — Да, с одной стороны, я прекрасно понимаю волнение людей. Но с другой — угрозы здоровью нет. Снег чернеет не от тяжелых металлов, а из–за песчано–соляных смесей. Сейчас проблема решена: есть ограничения по выбросам загрязняющих веществ из выхлопных труб автомобилей, да и качество топлива другое, чем еще лет пятнадцать назад. В следующем году планируем отказаться от полигона в Лошице и перенести его на улицу Каганца. Правда, долго использовать не сможем. В будущем там планируем создать зону отдыха.


А как так вышло, что снежный полигон оказался в непосредственной близости от домов? Специалисты утверждают, что решение принимали еще несколько лет назад, когда на этом месте было голое поле. Об эстетике никто не задумывался. Но ведь район строится не за один день. Почему свалку не перенесли еще тогда, когда первые новоселы получили ключи от квартир?


Но не надо кивать только на местную власть. Решение, куда сваливать снег, принимают ученые Центрального научно–исследовательского института комплексного использования водных ресурсов. Сначала тщательно исследуют будущий полигон и проводят химический анализ почвы и воды. Затем анализируют ландшафт местности и бурят скважину — изучают глубину грунтовых вод. Только потом выносят вердикт, превратится ли пустырь в снежную свалку и как долго им можно будет пользоваться.


— Всего в нашем городе 18 полигонов для снега, — уточнил начальник центральной диспетчерской службы «Горремавтодора» Анатолий Жемоздик. — Семь из них используются как резервные — при сильных осадках. Самые крупные площадки — на улице Тимирязева недалеко от выезда из Минска, в Уручье — на улице Академика Купревича и в Лошице.


Но почему все снежные полигоны расположены непосредственно в Минске? Разве не пора их перенести за кольцевую?


— Есть еще один немаловажный фактор, который влияет на выбор площадки — экономический, — напоминают в «Горремавтодоре». — Во–первых, снегоуборочные машины расходуют меньше топлива (в Минске на уборку улиц от снега ежедневно тратят около 2 миллиардов рублей). Во–вторых, при обильных осадках нужно как можно быстрее вывезти снег на полигоны и вернуться обратно.


По мнению некоторых специалистов, проблему могла бы решить передвижная снегоплавильная установка. Хотя другие специалисты считают: в наших условиях она не принесет особой пользы.


— Она сжигает слишком много дизельного топлива, а у нас каждая копейка на счету, — считает Александр Боровиков. — Да и снег будет попадать прямо в канализацию, а оттуда — в Свислочь, минуя фильтр — почву. Это чревато экологическими проблемами. В Санкт–Петербурге, например, эту песчано–соляную кашу сбрасывают прямо в Неву и Фонтанку, а оттуда она плывет в море. Да и сколь часто придется использовать такую новинку? Снежными зимы в последние годы бывают редко.


Да, непростая проблема у простого снега...


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter