Черные погоны с красной полосой. История первого женского батальона.

Через множество испытаний довелось пройти Гродненщине. Недавно мы отметили очередной юбилей освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Вместе с тем для многих из нас страницы другой войны — Первой мировой, сегодня менее известны.

Через множество испытаний довелось пройти Гродненщине. Недавно мы отметили очередной юбилей освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Вместе с тем для многих из нас страницы другой войны — Первой мировой, сегодня менее известны.

Городок стоял насмерть

Наступление немецких и австро-венгерских войск на Восточном фронте началось только через полгода после того, как война поглотила всю Западную и Южную Европу — в начале 1915 года. Однако силы обеих враждующих сторон быстро иссякли. Как бы предчувствуя, что воевать предстоит еще долго, всю зиму и весну враждующие стороны окапывались.
Одной из главных стратегических целей для обеих армий стал район Сморгони. Сталинградом Первой мировой называют этот небольшой белорусский город сегодня. Сморгонь была единственным городом на фронте от Балтийского до Черного моря, который так долго и упорно — 810 дней — держал оборону. Несколько раз на протяжении всей войны переходил город из рук в руки, а из 16 тысяч жителей долгожданного окончания Первой мировой войны дождались лишь две сотни, от самого города к тому времени уже ничего не осталось. Военный корреспондент, побывавший в Сморгони в один из жарких дней лета 1916 года, писал: “Страшное, тяжелое впечатле-
ние производит небольшой уездный городок Сморгонь, до самого основания разбитый и разрушенный тяжелой немецкой артиллерией. Как будто страшное землетрясение разрушило здания, не оставив камня на камне, а злая чума промчалась по улицам...”
Летом 1917 года началась подготовка к решающему наступлению. План операции был разработан еще в начале года, однако по разным причинам срок ее проведения все время переносился. Окончательное начало было назначено на 6 июля. Руководил операцией командующий Западным фронтом генерал-лейтенант Деникин.

Батальон смерти

Командование понимало, что солдаты не готовы воевать, а потому нужно было срочно что-то предпринять. С целью поднятия боевого духа солдат, укрепления дисциплины и порядка, царским указом был создан первый женский ударный батальон, названный современниками батальоном смерти. Одним из инициаторов его создания, а позднее и командиром стала прапорщик Мария Бочкарева. Она считала, что женщины-солдаты своим примером смелости, решительности и патриотизма “вынудят” идти в атаку солдат-мужчин, которым станет стыдно отсиживаться в окопах за спинами женщин. За короткий срок около двух тысяч добровольцев откликнулось на призыв.  Здесь была установлена жесткая дисциплина: подъем в пять утра, занятия до десяти вечера и простая солдатская еда. Всех стригли наголо. Черные погоны с красной полосой и эмблема в виде черепа и двух скрещенных костей символизировали “нежелание жить, если погибнет Россия”.
Перед отправкой на фронт 21 июня 1917 года в Исаакиевском соборе Петрограда в присутствии Керенского генерал Корнилов вручил батальону боевое знамя с надписью “Первая женская военная команда смерти Марии Бочкаревой”. Женский батальон был направлен под Крево, где командование планировало провести серьезную наступательную операцию. Он прибыл на участок 1-го Сибирского корпуса, который располагался между Крево и Новоспасском, и разместился в фольварке Касимов.
6 июля в 5 часов утра началась невиданная по мощи и силе артиллерийская подготовка. По плану операции вечером 7 июля в бой должна была вступить пехота, однако исходное положение заняли далеко не все полки, многие отказались занять позиции. Но и те, что вышли, при первом ударе немцев отступили. Большие потери заставили весь следующий день продолжать артподготовку. Настал черед исполнить свою миссию и женскому батальону. В 7 часов утра 9 июля с криками “Ура!” поднялись в атаку верные части 38-го и 1-го Сибирского полка, в том числе и женский батальон. Уже через 15 минут была занята первая линия вражеских траншей. Отступая, немцы все же оказывали ожесточенное сопротивление. В рядах пехоты снова возникла паника. Хотя от немецких окопов мало что осталось, солдаты не хотели идти в наступление. Они начали оставлять уже занятые немецкие окопы и отступать. Несмотря на это, 1-й Сибирский корпус с женщинами-ударницами “батальона смерти” захватил Новоспасский лес и прорвался до третьей (последней) немецкой линии обороны. Мужественно и смело бойцы шли в атаку. Многие тогда погибли, сама Бочкарева в тяжелом состоянии оказалась в госпитале.
Несмотря на высокий патриотический порыв и желание ценой собственной жизни защитить Родину от врага, участие в боевых действиях женского подразделения в тех условиях не могло спасти ситуацию на фронте. Атаки были прекращены. Операция успеха не имела.
До осени 1917 года военные действия фактически прекратились с обеих сторон. Солдаты в окопах ждали конца войны.
С подписанием 20 ноября перемирия военные дей-ствия на Сморгонском участке фронта вовсе прекратились. Женский “батальон смерти”, уже с самого начала предрешивший свою судьбу, но не покорившийся судьбе, вошел в историю.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter