«Черные коты»: ад для них – обычная жизнь

МНОГИЕ эксперты, анализируя ситуацию с международным терроризмом, чаще других пострадавших выделяют Россию, Израиль, США, чуть реже Испанию и Великобританию. Но вот об Индии почти не вспоминают. Хотя эта страна отбивается от террора уже более полувека. Со страшным постоянством там происходят теракты, по масштабам сравнимые с захватом заложников на Дубровке или в Беслане. Руководству страны понадобилось почти 40 лет, чтобы понять: с терроризмом нужно бороться не пехотными частями, а специально подготовленными для антитеррористической деятельности отрядами.

Почти 40 лет понадобилось руководству Индии, чтобы понять: с терроризмом нужно бороться только с помощью специальных сил

МНОГИЕ эксперты, анализируя ситуацию с международным терроризмом, чаще других пострадавших выделяют Россию, Израиль, США, чуть реже Испанию и Великобританию. Но вот об Индии почти не вспоминают. Хотя эта страна отбивается от террора уже более полувека. Со страшным постоянством там происходят теракты, по масштабам сравнимые с захватом заложников на Дубровке или в Беслане. Руководству страны понадобилось почти 40 лет, чтобы понять: с терроризмом нужно бороться не пехотными частями, а специально подготовленными для антитеррористической деятельности отрядами.

Падение «Голубой звезды»

2 июня 1984-го и 26 ноября 2008 года стали черными датами в истории современной Индии. Первая трагедия пришлась на рубеж 1970—1980-х годов. Тогдашний премьер-министр Индира Ганди жестко конфликтовала с сикхами, проживающими в Пенджабе. В результате вооруженных столкновений с обеих сторон погибли тысячи людей. В 1984-м Ганди была расстреляна собственными телохранителями-сикхами.

С тех пор Индия стала страдать не только от мусульманского, но и от сикхского террора. Чуть ли не ежедневно происходили нападения на полицейские участки, рынки, взрывы машин. Многие иностранные дипломаты и специалисты вынуждены были отправить свои семьи на родину, подальше от этого кошмара.

Возможно, Индия и не создала бы спецназ антитеррора до сих пор, не случись в 1984 году теракт в штате Пенджаб. По данным индийских спецслужб, координировал действия террористов из различных сикхских группировок некий Бхиндранвале.

В 1982 году террористы захватили главную для всех сикхов святыню — Золотой храм в Амритсаре и организовали там свою штаб-квартиру. Он был превращен в мощную крепость с пулеметными гнездами и снайперскими точками, подземными переходами и туннелями. Там тогда засело более тысячи боевиков. В других домах города затаилось еще около тысячи пособников террористов. Все они были вооружены не только стрелковым оружием, но и кирпанами — церемониальными кинжалами, а также кривыми индийскими саблями — талварами.

После длительных безуспешных переговоров, продолжавшихся почти два года, 2 июня 1984 года руководство Индии отдало приказ о штурме храма. Так началась операция «Голубая звезда», до сих пор считающаяся самой крупной в истории точечной антитеррористической спецоперацией.

Освобождение храма от боевиков индийская армия начала ночью. В бой были брошены наиболее подготовленные пехотные части и коммандос. Однако операция «Голубая звезда» оказалась абсолютно не подготовлена. После мощного артобстрела армия пошла на штурм. Одна из самых сложных задач стояла перед 80 коммандос. Первая группа должна была пробраться к одной из башен по реке на резиновых лодках и под водой, вторая — начать штурм с суши. Подводные диверсанты с задачей не справились: сказалась их слабая физическая подготовка и отсутствие точной разведывательной информации об укреплениях боевиков.

Понеся серьезные потери, вторая группа добралась до башни и вступила в бой. Во время операции бойцы сумели проникнуть в башню и уничтожить двоих лидеров сикхов. В течение нескольких часов коммандос удерживали нижние этажи. Тогда погибло 17 спецназовцев.

За два дня штурма армия потеряла более 80 солдат. Около 500 боевиков было уничтожено. Остальные террористы ушли через подземные туннели.

После операции офицеры армейского спецназа, на долю которых выпала самая тяжелая задача, жестко раскритиковали руководство операцией, резонно посчитав, что для подобных действий их бойцы не предназначены. И хотя армейский спецназ продемонстрировал высокий профессионализм, это не могло скрыть явных пробелов в подготовке к действиям в городских условиях. Ведь армейский спецназ готовили к операциям в горах, лесах и пустыне. Но не в городе, где используется совершенно другая тактика.

Когда страсти улеглись, был проведен анализ операции и сделаны соответствующие выводы. Через год парламент Индии принял закон о национальной безопасности, и почти сразу командование отдало приказ о создании групп по противодействию терроризму и сепаратизму. В 1985 году появилось спецподразделение National Security Guard, NSG. Неофициальное название «Черные коты» закрепилось за подразделением из-за черного цвета униформы. В группу направили опытных боевых офицеров и сержантов из армии, полиции и погранвойск. Несколько человек, в основном технический персонал, взяли из вузов и фирм. Все они составили костяк NSG.

«Черные коты» проходили подготовку в условиях особой секретности. Поэтому до сих пор точно неизвестно, кто обучал бойцов специфике действий подразделений антитеррора. В то время с израильтянами и американцами, которые непосредственно готовили индийцев в 1990-х годах, тесных контактов не было. Немцы же не очень стремятся делиться опытом. По всей видимости, помощь оказали англичане: либо действующие сотрудники спецназа, либо ветераны.

1988 год стал одним из самых тяжелых для всех бойцов подразделений специального назначения Индии. Именно тогда NSG получило первое серьезное задание: провести операцию «Черный гром» по освобождению Золотого храма, вновь захваченного сепаратистами. В результате хорошо спланированной, организованной и четко проведенной операции с применением спецсредств храм был очищен от боевиков. «Черные коты» отработали задание без потерь. Впоследствии один из участников штурма рассказал, что опытом применения спецсредств делились спецназовцы одной из европейских стран. Кстати, в этой же операции впервые были задействованы и снайперские команды.

На штурм «Тадж-Махал»

26 ноября 2008 года. Еще одна черная страница в истории современной Индии. Поздно вечером несколько десятков террористов совершили серию нападений в Мумбаи, столице штата Махараштра и финансовом центре Индии. Террористы атаковали сразу два отеля класса люкс — «Тадж-Махал» и «Трайдент», а также железнодорожный вокзал, популярный среди туристов ресторан «Леопольд», жилой комплекс «Нариман Хаус», местную больницу, Еврейский культурный центр и главное управление полиции Мумбаи. В результате нападений погибли более 160 человек, несколько сотен, включая 14 полицейских и с десяток иностранцев, получили ранения.

Операция индийского спецназа «Черный смерч» по освобождению заложников, захваченных террористами, длилась более суток. Отель «Тадж-Махал» штурмовали рано утром 29 ноября: бойцы десантировались на крышу комплекса с вертолетов. Огневую поддержку вели снайперы с верхних этажей соседних зданий. Боевики отвечали длинными автоматными очередями. Стрельба велась непрерывно. Периодически взрывались гранаты. Заложники, среди которых были, кстати, и россияне, больше суток были заблокированы в своих номерах. В коридоры отеля люди выходить не рисковали.

Но по завершении операции выяснилось, что спецподразделениям не удалось до конца очистить здание гостиницы от террористов, которые убили около 80 человек, в том числе более 20 человек из обслуживающего персонала. Ответственность за эти теракты взяла на себя малоизвестная террористическая группировка «Деккан Муджахедин».

Рождение коммандос

Во время индо-пакистанской войны 1965 года индийское военное руководство поручило подполковнику Мегху Сингху создать специальное диверсионное подразделение. Тот справился с задачей и в короткие сроки создал отряд, получивший название «Мегдут». Мегдутовцы провели несколько успешных диверсионных операций. Одной из групп удалось уничтожить несколько пакистанских танков на важном горном перевале и удерживать там позиции до подхода подкрепления. После окончания войны удовлетворенные результатами действий «Мегдута» индийские генералы приняли решение создать новые десантно-диверсионные отряды.

В 1966 году на базе парашютного полка был создан 9-й десантный батальон. Его костяк состоял из бойцов «Мегдута». 1966 год считается годом создания парашютных подразделений коммандос Вооруженных сил Индии.

В 1967 году несколько офицеров и сержантов батальона были направлены для формирования 10-го отдельного десантного батальона и вошли в его состав. Девятый батальон был ориентирован на боевые действия в горах на северном направлении, 10-й — на южном направлении в пустыне. К подготовке привлекли ветеранов Второй мировой войны и зарубежных инструкторов. В 1969 году оба батальона стали называться 9-м и 10-м батальонами коммандос.

В середине 1970-х индийцы основательно взялись за специальную десантную подготовку. Были приглашены зарубежные инструкторы и закуплено необходимое оборудование. До середины 1980-х годов коммандос не участвовали в войнах, но продолжали патрулировать границы, где постоянно происходили вооруженные столкновения.

Помимо патрулирования, засад и рейдов коммандос участвовали в уничтожении моджахедов в Каргиле, а в 2000 году приняли участие в миротворческой миссии ООН в Сьерра-Леоне.

Кто останавливается, тот падает

Сегодня в National Security Guard насчитывается 7500 бойцов. Сюда приходят как из армии, так и из полиции. Кандидат может попасть на отборочный курс либо по рекомендации, либо после того, как на него обратили внимание в отделе NSG, отвечающем за отбор. После обязательных собеседования и медицинской проверки все допущенные направляются на базу Манесар.

В Манесаре будущие «Черные коты» проводят 90 дней. Новички называют их «адовыми». Основной упор делается на огневую и физическую подготовку. Практически без перерыва курсанты совершают марш-броски по пересеченной местности, учатся выживать без посторонней помощи. В начале курса следует и первый экзамен: 780-метровая полоса препятствий, включающая 26 этапов. Ее необходимо преодолеть за 18 минут. В конце полосы проводятся боевые стрельбы.

Даже если большинство из кандидатов не завершат курс подготовки, полученные знания останутся с ними, и они смогут делиться ими в местах постоянной службы. В течение полутора месяцев интенсивных занятий курсанты совершенствуют свои стрелковые навыки. За это время, помимо штатного оружия, они досконально изучают и иностранное: американское, китайское, израильское. Но это только начало.

Практически каждый боец проходит и специализированную подготовку. Воины 9-го батальона обучаются в школе для ведения боевых действий в условиях гор. Она находится в районе Пермгах, недалеко от границы с Китаем, на высоте нескольких тысяч метров. Тяжелейший курс длится около месяца. За это время бойцы должны обучиться навыкам горного альпинизма, умению выживать в горах и снегах, а главное, ведению в этих условиях боевых действий. Одно из заданий, которое коммандос должны выполнить в ходе учебы, — проползти после марш-броска по стометровому канату над пропастью в полном обмундировании. По статистике, из всех кандидатов спецназовцами становятся не более пяти—восьми процентов.

Владимир БОГДАНОВ

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter