«Черное золото» Червоного

Выпуск торфобрикетов в Житковичах увеличат со 100 до 150 тыс. тонн в год

Житковичский торфобрикетный завод выпускает брикеты, теплотворная способность которых лучшая в стране

Ушедший год для Житковичского торфобрикетного завода юбилейный: заводу исполнилось 40 лет. А значит, самое время подводить итоги и строить планы на будущее. На предприятии, расположенном в поселке Червоное, что в 20 километрах от райцентра, и первое, и второе делают с гордостью и уверенностью.

В кабинете директора Житковичского ТБЗ две схемы. На настенной, расчерченной ровными прямоугольниками, обозначено действующее месторождение торфа, отмечены выработанные, функционирующие и подготовленные площади торфяного месторождения Булев Мох. Вторая схема лежит на столе. Это проект железной дороги к новой площадке с залежами полезного ископаемого. «Сейчас мы ведем добычу двумя участками на общей площади 443,6 гектара. Для работы в нынешнем году подготовили 110 гектаров новых площадей, построили современную полевую базу, проложили к ней 2 километра железнодорожных путей. Без узкоколейки здесь никуда: и людей по ней доставляем на места, и торф возим к брикетному заводу и на станцию для отгрузки по широкой колее. Одновременно заменили 3 километра старых рельсов на более мощные — Р18 на Р24», — со знанием дела рассказывает директор кандидат технических наук Михаил Молочко.

Для выполнения инвестпрограммы в прошлом году предприятие затратило порядка Br 6 млрд., более Br 2 млрд. из которых составляли собственные средства. Стоит отметить, что, как и в прежние годы, осваивали на заводе капитальные вложения самостоятельно, без привлечения сторонних стройорганизаций.

Кадры решают все, уверены здесь. Не зря 40 % работников — высококвалифицированные специалисты, которые знают и умеют многое. У них поистине золотые руки. Так, когда предприятию понадобилось заменить два пассажирских вагона, помощь предложили россияне за RUR 10 млн. В Житковичах посчитали, что это дорого, и решили восстановить технику своими силами. На ремонт одного вагона ушло всего Br 97 млн., по характеристикам вышло даже лучше предложенных российскими производителями, так как переделали, что называется, под себя. За счет собственных средств удалось сэкономить и на обновлении самоходной электростанции, которая передвигается по железной дороге и питает энергией путеукладчик: один из отечественных заводов запросил за работы без малого Br 1 млрд., а на ТБЗ уложились в сумму в десять раз меньшую. Оттого, говорят на предприятии, и себестоимость продукции по сравнению с другими производителями получается ниже. Житковичский брикет считается самым дешевым в стране. К тому же за год его стоимость увеличилась всего на 1 %.

Да и на зарплаты остается больше денег: в ноябре средняя составила Br 1,93 млн., увеличившись по сравнению с октябрем прошлого года на 26,7 %. Для небольшого поселка это неплохо. Всего же, если сравнивать одиннадцать месяцев 2011 года с таким же периодом 2010-го, зарплата выросла на 27,1 %, а производительность труда — на 66 %.

«За 25 лет моей работы мы никогда не заказывали никаких проектов, этим занимается наш планово-производственный отдел. Все базы, мосты всегда строили сами, переоборудовали помещение для собраний, ремонты тоже проводим своими силами, — отмечает Михаил Молочко. — Для этого отправляем своих работников учиться. Сейчас четверо получают квалификацию машиниста тепловоза, столько же — сцепщика, трое — вальщика леса, 15 человек уже могут делать ремонт зданий и сооружений. Лучше потратим деньги, чтобы обучить своих людей, чем переплачивать другим». Такой подход может оказаться кстати: предприятие с 2012-го по 2014 год включительно собирается активно расширяться и перевооружаться.

Катализатором для этого послужило принятие постановления Совмина о строительстве энергоисточников на местных видах топлива. Для этого, в частности, Житковичскому торфобрикетному заводу придется увеличить выпуск брикета в полтора раза, со 100 тыс. тонн в год до 150 тыс. тонн, и, следовательно, нарастить объемы добычи, ведь, по подсчетам специалистов, для производства тонны горючих «кирпичиков» необходимо 2 тонны торфа. Поэтому не менее чем на 100 тыс. тонн должна вырасти мощность по добыче полезного ископаемого. Для этого на предприятии планируют осваивать новое месторождение Замошье, что располагается в 15 километрах от завода. Там будет подготовлен участок площадью 250 гектаров. Примечательно, что здесь привлекательная толщина торфяного пласта — до 6 метров, хотя средним по республике считается показатель в 2—3 метра. Возле Замошья будут построены и насосная станция для осушения земель, и полевая база, к которой проложат железнодорожную ветку протяженностью 15 километров. Строительство только одной узкоколейки обойдется в Br 6 млрд., а в целом же, как ожидается, затраты по освоению месторождения составят порядка Br 12—15 млрд.

Ожидает реконструкции и сам завод. Здесь планируется смонтировать вторую линию разгрузки вагонов и еще одну линию подготовки сырья, установить новую сушилку и пресс, производящий брикеты… Работы хватит на 3 года, и, по подсчетам, на это потребуется более Br 20 млрд. «Планируем ежегодно вкладывать Br 2—3 млрд. своих денег, плюс будет помощь из инновационного фонда. Мы акционировались, и основные фонды предприятия стоят Br 17 млрд., после реконструкции их ценность увеличится более чем вдвое, — говорит директор Михаил Молочко. — Большую часть прибыли получаем от экспорта — четверть брикета продаем в Швецию. Шведы провели исследование и установили, что наша продукция по теплотворности самая лучшая в республике. Но к 2015 году поставки за рубеж значительно сократятся, мы должны будем обеспечивать внутренний рынок: ТЭЦ, котельные, население. Уже сейчас продаем торфобрикеты не только в Житковичи, но и в 18 других районов Гомельщины, а также в 8 районов Витебской и Могилевской областей. В перспективе — обеспечение торфом и брикетами строящихся и проектируемых ТЭЦ и котельных».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter