Черное и белое

Книжный навигатор
Леанiд Маракоў. Непамяркоўныя. Трэцяя спроба: апавяданнi. Мiнск, 2007.

Совсем недавно я рассказывала вам об уникальных изданиях, подготовленных Леонидом Моряковым, — энциклопедических справочниках о репрессированных белорусах: учителях, священниках, литераторах, научных работниках, общественных и культурных деятелях... В книге «Непамяркоўныя» сухие факты справочников превращены в рассказы. Собранные вместе, они дают возможность в какой–то мере почувствовать «в красках и звуках» ту страшную эпоху, о которой еще недавно не дозволялось говорить правду. Факты, будучи изложенными в статьях, полностью не осмысливаются. Среди героев — и реальные персонажи вроде дяди писателя, поэта Валерия Морякова, расстрелянного в 1937 году. И персонажи, может быть, не столько вымышленные, сколько обобщенные. Есть и нон–фикшн, невыдуманные истории, например, о поэте Викторе Козловском, который сошел с ума от пыток в подвалах НКВД и несколько десятков лет жил в деревне в землянке. Или отрывки из подлинного дневника Кузьмы Чорного о перенесенных им издевательствах. Повествование динамичное — автор сам подчеркивает, что этого добивался, — очень эмоциональное, иногда звучащее скорее публицистически. В текстах нет отстранения от описываемого — автор ненавидит и сострадает совершенно конкретно, не прячась за красоты стиля. «Непамяркоўныя» — это те, о ком предпочитали не знать. И может быть, единственные достойные того, чтобы о них помнили.

Альфред де Мюссе. Исповедь сына века. Новеллы. Москва, ЭКСМО, 2007.

Вот яркий пример трансформации скандального, шокирующего современников произведения в «девичье чтиво». Не в том смысле, что утрачены художественные достоинства, а в том, что от юных девиц сей роман прятать не нужно. Пожалуй, стоит и предложить им, вкусившим молодежных комедий вроде «Блондинки в шоколаде», побывать в мире, где обнаженная нога — верх бесстыдства, а отношения влюбленных выстраиваются по невероятно сложной схеме. С одной стороны, нюансы и оттенки, с другой — глубина чувств и их же диапазон. Возможно, девушке с пирсингом будет непонятно, почему ночь с любимым человеком — неслыханное преступление, за которым следует сломанная жизнь. Но Мюссе, юный гений, возлюбленный Жорж Санд, весьма точно изобразил психологическую игру, не меняющуюся вовеки, и портрет молодого человека, путающегося в своих любовях. Старомодный витиеватый стиль, обаяние французской богемы XIX века с гризетками, студентами, мансардами и шампанским. И совершенно прелестные рассказы, написанные в то время, когда еще не считалось, что сказать девушке «я тебя люблю» — слишком примитивно.

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр–т Независимости, 72.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter