Чернобыльский синдром:дома и у соседей

Недавно закончилось исследование Центра социологических и политических исследований БГУ, связанное с чернобыльской катастрофой. Социологи повторили опыт 1991 года, причем опрашивали и взрослых и подростков 14—16 лет в трех странах — Беларуси, России и Украине. Жители Брянщины, Черниговщины и Гомельщины, как ни странно, оценивают масштаб последствий аварии по-разному. Результаты прокомментировал директор центра Давид РОТМАН.

— Выяснилось, что социальное состояние и настроение у жителей Гомельской области выше, чем у украинцев и россиян. Это объясняется просто: в нашем государстве больше внимания уделяется решению проблем загрязненных территорий, чем в России и Украине. Если для них это региональная проблема, для нас — общегосударственная.
Отметим, что государством действительно сделано очень много для преодоления последствий чернобыльской катастрофы. Из регионов активного загрязнения отселено 137,7 тысячи человек. Для переселенцев построили 239 поселков в чистых районах со всей необходимой инфраструктурой. Во вновь построенных школах учится около 45 700 детей, новые поликлиники и амбулатории рассчитаны на 21312 посещений в смену. Кроме того, во всех загрязненных районах построены либо капитально отремонтированы больницы. Проводится газификация населенных пунктов, находящихся в зоне загрязнения свыше 5 кюри, — подключено уже 5 тысяч хозяйств. Разработанные белорусскими учеными технологии позволяют получать на загрязненных землях нормативно чистую продукцию.
Отвечая на вопрос социологов, какие проблемы, связанные с катастрофой на ЧАЭС, волнуют жителей загрязненных территорий, на первое место жители поставили проблемы, связанные с влиянием аварии на здоровье. Но, по словам Давида Ротмана, если 15 лет назад 71,3 процента взрослых объявили, что их волнует эта проблема, то сейчас этот процент снизился до 50. В России и Украине ситуация обратная, процент обеспокоенных вырос. На втором месте — качество продуктов питания, воды, их соответствие санитарным нормам. В 1991 году в Беларуси эта проблема беспокоила 56 процентов опрошенных, сейчас — 25. В Украине и России это снижение значительно меньше. Людей волнует здоровье их детей, и эта цифра устойчива. Кстати, одним из приоритетных направлений Государственной программы по преодолению последствий чернобыльской катастрофы на 2006—2010 годы является обеспечение бесплатным трехразовым питанием детей и подростков в загрязненных районах. Кроме того, около 170 тысяч детей будут обеспечены бесплатным оздоровлением. Это примерно соответствует потребностям, т.к. часть детей просто слишком малы, чтобы ехать на оздоровление без родителей. Ежегодно до 50 тысяч детей выезжают на оздоровление в 26 зарубежных стран.
Директор Центра социологических и политических исследований БГУ поделился также результатами опроса детей. Подростков спрашивали об их самочувствии, насколько часто за год они болели. Ответы жителей Гомельской области сопоставимы с результатами аналогичного исследования в контрольных группах в чистых районах Витебщины. Но парадокс: дети отвечают, что болеют редко, но проблемы здоровья волнуют их достаточно сильно. “Вся проблема в том, что людям плохо объясняют, что ситуация изменилась к лучшему, и проживание на загрязненной территории не столь опасно”.
Государственная программа до 2010 года предусматривает выделение 3 триллионов 174 миллиардов рублей на решение чернобыльских проблем. Есть все основания думать, что следующие исследования социологов докажут: эти средства потрачены не зря.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter