Чернобыльский Гамлет

Корреспонденты «СБ» побывали на съемочной площадке нового фильма «Отчий дом»
Корреспонденты «СБ» побывали на съемочной площадке нового фильма «Отчий дом»

Просто не верится, что в следующем году исполнится 20 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС. У каждого взрослого человека с этой трагедией связаны свои воспоминания. Я, например, летом 86–го отдыхала с мамой на украинской турбазе. Помню, как у всей нашей тургруппы неожиданно появились одинаковые симптомы: першило в горле и подташнивало. Мы тогда грешили на местных поваров. А косяки дохлой рыбы, прибитые к берегу озера, списывали на браконьеров.

У главного героя новой картины Национальной киностудии «Беларусьфильм» своя история, связанная с Чернобылем. Взрыв он встретил в белорусской деревне, приписанной впоследствии к «мертвой зоне». Собственными глазами видел, как с неба падает серый снег пепла. А потом один за другим стали умирать его близкие...

Однако действие фильма разворачивается в 2005 году. На героя — художника Анатолия Буслова — обрушиваются 33 несчастья: творческий кризис и признаки страшной болезни. Вдобавок его жена беременна. Переживая духовную драму, Буслов не уверен, что имеет право давать новую жизнь. Подобно Гамлету, он мучается риторическим вопросом: быть или не быть? В поисках истины отправляется в родную зараженную деревню. И обнаруживает, что там живут люди. Живут обычными ежедневными заботами и не думают никуда переезжать...

Только не подумайте, что режиссер Сергей Сычев снимает какой–нибудь фильм ужасов. Речь идет о любимом народном жанре — мелодраме. «Отчий дом» — история любви и преодоления духовного кризиса в предлагаемых обстоятельствах, связанных с печальной датой. К слову, фильм закончится хеппи–эндом. Но каким именно, зрители узнают только в следующем году. Министерство культуры уже назначило дату официальной сдачи — 30 декабря. А в минувший понедельник съемочная группа ударным трудом «отмечала» половину проделанной работы. В Минском городском клиническом онкодиспансере проходили заключительные «объектные» съемки (дальше группа переместится в Столбцы, «на натуру»).

С утра на втором этаже онкодиспансера царил хаос. Пациенты клиники, дожидаясь своей очереди на прием, с любопытством наблюдали за кинопроцессом. В этот день снимался эпизод, где беременная жена главного героя (актриса Купаловского театра Ольга Фадеева) приходит к онкогинекологу узнать, что с ее ребенком все в порядке. Сам художник Буслов (его играет Анатолий Кот) по сценарию отсутствовал. Зато «прием» в 222–м кабинете вел колоритный актер, режиссер, директор ТЮЗа и бессменный главный Дед Мороз Беларуси Юрий Вутто. Артиста загримировали, одели в белый халат и посадили за стол, заваленный настоящими карточками пациентов. В образе Вутто выглядел так натурально, что некоторые больные норовили обратиться к нему за консультациями, не обращая внимания на кинокамеру и осветительные приборы. Готовя эпизод к съемкам, с десяток специалистов кружили на крохотном пятачке возле кабинета. На первый взгляд их перемещения из кабинета и назад напоминали броуновское движение. Но режиссер Сергей Сычев объяснил, что во всем этом есть смысл. Вот осветители «выставляют» свет. Вот художник решила, что шкаф в кабинете будет лишним, — двое молодцов тут же легко подхватили его и вынесли в коридор. Вот оператор отдает последние распоряжения. Режиссер командует: «Начали!» Девушка–ассистентка щелкает хлопушкой. И дверь в кабинет закрывается... То, что происходит «на приеме», режиссер и его команда наблюдают по монитору. Судя по всему, Сергей Сычев доволен игрой актеров. На площадке царит спокойная, гармоничная атмосфера. Так и должно быть, когда все идет по плану. И каждый участник киногруппы уверен, что «кино получится классным. Добрым, в лучших традициях старой школы». Что ж, подождем премьеры.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter