Черно-белые клетки обмана

Участник матча на первенство мира, многократный чемпион СССР и победитель международных турниров Давид БРОНШТЕЙН сравнивает шахматы с обыкновенным жульничеством.
Участник матча на первенство мира, многократный чемпион СССР и победитель международных турниров Давид БРОНШТЕЙН сравнивает шахматы с обыкновенным жульничеством...

- В чем все-таки смысл современной шахматной игры?

- Всего лишь в том, чтобы захватить 16 центральных свободных клеток. Две центральные горизонтали. Искусство шахмат давным-давно свелось к борьбе за пространство. И по нынешней логике шахматный профессионал - это тот, кто может пространство захватить, а тот, кто не может, - любитель.

- Шахматисты такие умные, с потрясающим интеллектом, а смысл игры только в этих клетках?

- Все теряет творческую составляющую. И шахматы сейчас совсем не те, что были 50 лет назад. Примат борьбы за пространство привел к тому, что шахматы перестали быть игрой. Раньше шахматами увлекались люди, имевшие свободное время и определенную культуру. Когда шахматы сводятся к пространству, культура уже значения не имеет. Шахматы - это способ выбрать один ход из миллиарда бесполезных, некая модель решения проблем. В реальной жизни вы можете потянуть время, но в шахматах вы должны сделать ход, оценивая то, как позицию видит ваш противник. Когда же появились компьютеры, они все убили окончательно.

- Ну куда же ушло искусство шахматной игры?

- Искусство было, видимо, до того, как в 1936 году статьей Ботвинника началась система шахматной подготовки. Советская шахматная школа по Ботвиннику держалась на исследовательской работе. Что исследовали? Начальную позицию. Примерно то, что делал перед матчем Лобановский. Но футболисты (я очень люблю спорт, бегал кроссы с Юрзиновым, играл в футбол, до войны я видел братьев Знаменских, они, как два беговых коня, промчались мимо меня, помню Бутусова, видел даже басков, когда они приезжали в Киев) в любой момент могут изменить первоначальный план, а шахматист не может. Он заложник выбора. Теперь кто здоровее, тот и выигрывает. То, что мальчик в 12 лет становится гроссмейстером, разве не подтверждает мои слова? Он выучивает некий минимальный набор вариантов, помнит, что если он поставит в центр коня, то дядя напротив ничего не сможет сделать, а остальное дело навыка. А потом, как Руслан Пономарев, этот новоявленный чемпион и говорит про Каспарова: "А кто это такой? Почему я с ним буду играть? Он же всего лишь один из гроссмейстеров..."

Раньше, помимо шахматных пьес, было и то, что называется "ответственность". Я, например, отвечал за общество "Динамо", а когда меня посылали за границу, я отвечал за страну. Взять только первое место! И я ничего не знал о соперниках. Ни компьютера, ни справочника. Вот в 1954 году меня вызывают в ЦК, говорят: надо ехать на турнир в Белград, выиграть первое место. Звучало как приказ. Я спрашиваю: кто со мной? Петросян. Если колеблюсь или отказываюсь, то я без работы. Отвечаю: хорошо. Я приехал, читаю в газетах: "...Мы думали, что приедет Керес и Котов, но приехали, к разочарованию нашей публики, Бронштейн и Петросян, хотя мы должны помнить, что советская федерация никогда не посылает тех, кто не берет первое место..." Ну я, конечно, взял первое место. Отношений с Югославией не было. Перед последней партией посол звонит и спрашивает: "Выиграете?" Я говорю: "Белыми? С Матановичем? Должен!" Он: "Ну вы мне сообщите о результате". Я говорю: "Выиграю!" - "Нет-нет, если будет ничья, никакого приема!" На прием приходит югославский министр иностранных дел, и посол ему говорит: "Давненько вы у нас не были!" А тот: "Давно вы нас не приглашали!" После этого турнира Хрущев и поехал к Тито.

- Считается, что шахматы сегодня превратились в некое коммерческое шоу, и в этом шоу главное - оболванивание публики, которая покупается на том, чего она не понимает? Хорошо, но чтобы вешать лапшу, все равно нужен профессионализм! Если я прочитаю одну книгу о дебюте, я не смогу противостоять большим шахматистам.

- Сможете! Гарантирую: белыми вы сможете упереться даже против Каспарова. Играющий на уровне кандидата в мастера белыми выстоит против чемпиона мира. Я вас уверяю! Главное - найти спонсора, чтобы он оплатил время вашей крайне примитивной - не обижайтесь! - подготовки. Все дело в спонсорах. Вот Каспаров играет с компьютером за миллион долларов. За что миллион? Да ни за что! Крамник получил 700 тысяч. Но не за творчество, а за изнурительное соревнование, в котором творчества нет вообще. Шахматист превращается в скаковую лошадь, которая не может не бежать.

- Значит, большие шахматы - жульничество?

- Их выдают за высокоинтеллектуальную работу. А на самом деле идет соревнование счетных способностей и памяти. И хорошего здоровья. И денег. Шахматы уже никого не волнуют. Система работает и без шахмат. Они никого не пускают в свой мир, кроме тех, кто выгоден с точки зрения бизнеса. Но все решают очки! А творческое напряжение нельзя сымитировать. Выход только в том, чтобы вернуть шахматам сиюминутность.

- Но ваша идея несовместима с теми деньгами, которые сейчас крутятся в шахматах. За сиюминутность никто платить не будет! Если бы ваш матч с Ботвинником был сиюминутным, то...

- ...У меня были основания не выигрывать матч у Ботвинника. Мой отец тогда вернулся из лагеря, сидел в зале, хотя не мог даже находиться в Москве, а там же, в зале, был и Абакумов. Хоть Абакумов и был главным динамовцем, но для высшего руководства нужен был чемпион Ботвинник. У Ботвинника был имидж якобы любителя, инженера, который только в свободное время двигает фигуры. Он же в самом деле и убил советские шахматы. Он смотрел на соперника с такой ненавистью! Давайте вернем интригу. Если проиграл - вынимай из кармана деньги и отдавай. Тогда пойдут люди смотреть. Если будут и искусство, и результат, то тогда возродятся шахматы. При одном результате они никому не интересны, кроме тех, кто принимает ставки, и тех, кто эти ставки делает.

- Набоков был хорошим шахматистом? Он сам о себе был очень высокого мнения.

- Думаю, нет. У него был интеллект, а он вреден для шахмат. Интеллект противится таким примитивным, в сущности, принципам шахмат, как выигрыш темпа и пространства. Набоков, правда, считал, что раз он составляет шахматные задачи, то он умнее всех прочих. А шахматные задачи - всего лишь комбинаторика. Шахматы создают иллюзию причастности к высокому интеллекту. Только иллюзию.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter