Как согласуются запрет на посещение лесов и работа пунктов приема дикоросов?

Черника под градусом

В ВОСКРЕСЕНЬЕ прямо на трассе Р-23 наблюдали несколько стихийных рынков. В среднем до 10 человек на каждом. И хоть говорят, жара, мол, ягоды усохли, тем не менее свежая черника и даже лисички (!) тут как тут: плати и бери. Но ведь во многих районах продолжает действовать запрет на посещение леса, и в среднем в каждой из областей уже оштрафовано за его нарушение по полсотни человек. Что делать, если ягода созрела, а в лес хода нет? Принимают ли дикоросы в районах, где нельзя находиться в лесу и при каких условиях ожидать снятие запрета?



СОТРУДНИКИ лесной охраны устанавливают камеры видеонаблюдения, проводят рейды с МЧС и постоянно предупреждают: штраф за посещение леса может доходить до 25 «базовых». Только в минувшие выходные дни в Минской области около 50 нарушителей запрета на посещение лесов привлечены к административной ответственности. 

Однако лес все равно горел. За три выходных дня лесные пожары тушили в Любанском, Борисовском, Слуцком, Узденском, Вилейском и Солигорском районах, а всего с начала года в столичном регионе зарегистрирован 71 лесной пожар.

На территории Старобинского лесхоза с начала пожарного периода произошло шесть пожаров, несколько дней назад, по словам начальника охраны и защиты леса Александра Пашкевича, полыхнуло на торфянике: 

— В лесах четвертый класс опасности. Месяц без дождей. Ситуацию регулярно мониторим через камеры видеонаблюдения. На нарушителей уже составлено восемь протоколов об административных правонарушениях. 

В Брестской области 104 места и зоны для отдыха, тем не менее уже зафиксировано 104 случая возгорания леса, только за пять дней за нарушение запретов оштрафовано полсотни человек:

— Это люди, которые оставили непотушенный окурок в лесу, въезжали в лес на машинах или разводили в неустановленном месте костер, — поделился информацией начальник отдела охраны, защиты леса, охоты и охотничьего туризма Брестского ГПЛХО Константин Скребец. 

Другая категория любителей посетить лес — сборщики дикоросов. У них сейчас разгар черничного сезона, и никто не упускает возможности заработать. 

— Ягодников в основном предупреждаем, как вести себя в лесу, — поясняет Константин Петрович. – Правило такое: идешь за ягодами — отметься в лесничестве. Заведены журналы учета, где наши сотрудники записывают, в какую местность и когда собирается человек, его фамилию. В случае пожара проще будет установить виновника. У нас ведь ежедневно от 4 до 7 пожаров в лесу. И почти всегда там, где люди собирают чернику. 

Константин Петрович добавляет, что для снятия запрета на посещение леса необходимо, чтобы два-три дня прошли ливни. А в области за последние дни дождь был только в Барановичах. 

ПРИНИМАЕТ ли в такой пожароопасный период дикоросы потребкооперация? 

В Столинском райпо, например, работают четыре приемозаготовительных и один передвижной пункты, которые заготавливают чернику. Принимали ее здесь по 20 тысяч рублей. Но из-за жары закупки приостановили. «У нас сейчас сложная пожароопасная обстановка. Поэтому люди в леса не ходят. Этот вопрос мы согласовываем с лесхозом», — прокомментировали ситуацию в райпо.

Похожее положение и в Кобринском районе. Здесь, чтобы пойти за той же черникой, необходимо обращаться в лесничество за разрешением. «У нас уже заготовлено 3,4 тонны ягоды. Принимали ее по 20—22 тысячи рублей за килограмм. К приемозаготовительной компании подключились 85 магазинов, работают и разъездные заготовители. С 26 июня нашим сельчанам можно ходить в леса по разрешениям. Если температура ниже 26 градусов, на сбор ягод дают добро. Если на градус выше — запрет», — объясняет алгоритм работы начальник отдела заготовок райпо Галина Фицук. 

Подтверждает это и продавец магазина в деревне Зосимы Кобринского района Валентина Гурич: «В выходные, когда был пик жары, ни одного человека в лесу не было. И лесники, и охрана природы дежурили. Тогда ягоды никто и не сдавал. Все же понимают: если окурок бросить или стекляшку какую, беда может быть. Да и вообще в этом году ягоды мало — дождей нет, температуры высокие. Еще несколько лет назад мы по 400—500 килограммов в день черники заготавливали, а сейчас если 150 кило наберется, уже хорошо. Да и мало кто в лес ходит, в основном — старые жители».

В Пинском районе, несмотря на запрет посещать леса, дикорастущую ягоду принимают. «Цена средняя: брали по 20—23 тысячи рублей за килограмм. Сейчас обстановка в лесу нормальная, у нас дожди прошли, поэтому за ягодами люди ходят», — сообщили в Пинском райпо. 

В Гродненской области за выходные леса горели на площади 1,13 гектара, огонь удалось ликвидировать на начальной стадии. 

— С высоты ситуацию мониторят два воздушных судна. Класс пожарной опасности может меняться, однако он должен быть не выше четырех, — пояснил заместитель начальника отдела лесного хозяйства Гродненского ГПЛХО Александр Иваницкий. 

Он замечает, что человеческий фактор — причина 98 процентов пожаров: «50—70 процентов — это грибники и ягодники. Если нет спичек у человека, это еще ничего не значит, он их мог выбросить перед приходом сотрудника гослесохраны. К тому же возгорание вызовут и брошенные очки, бутылки. Посещать лес одинаково нельзя как отдыхающим, так и любителям тихой охоты. Поэтому просто нужно набраться терпения. Как только ситуация нормализуется, мы обязательно оповестим об этом людей.

ЕЩЕ одна категория ягодников попадает в наши леса со стороны Украины: только за последние шесть дней их задержано более тридцати в Лельчицком, Столинском и Ельском районах. Чаще всего попадаются из Ровенской и Житомирской областей. 

— Позавчера на участке Пинского погранотряда задержали еще шесть украинцев, которые собирали ягоды и заблудились. Все переданы сопредельной стороне, — сообщил «СГ» заместитель начальника пресс-службы Госпогранкомитета Антон Бычковский. 

В лесах Гомельской области на границе с Украиной планируется установить на специальных мачтах системы видеонаблюдения, чтобы с их помощью выявлять возгорания на начальной стадии и оперативно ликвидировать пожары. Сейчас на территории области ежедневно фиксируется от двух до пяти пожаров.

Ущерб от таких возгораний катастрофический. Огонь распространяется в пожароопасный период особенно быстро. Один гектар леса сгорает примерно за двадцать минут. А для его восстановления требуется от 50 до 100 лет. 

Начальник отдела охраны и защиты леса Гомельского ГПЛХО Василий САВОШКО:

— Со стороны Украины в Лельчицкий район идут два больших пожара: лес горит на территории примерно 200 и 400 гектаров. В Милошевичском лесхозе вся техника отправлена ближе к границе — не пропустить огонь на нашу территорию. Планируется подключить спасательный вертолет. 

СПРАВКА «СГ»

С начала пожароопасного сезона государственная лесная охрана провела более 2 тысяч 830 рейдов, привлечено к административной ответственности 376 человек. Запрет на посещение лесов действует во всех районах республики, кроме Свислочского, Мостовского, Мядельского и Воложинского. 

bizyk@sb.by

kovalev@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter