Черничное лето на Белорусском Полесье

НА ЗАГОТОВИТЕЛЬНУЮ базу Лельчицкого райпо свозят тонны одной из самых «денежных» ягод Полесья — черники. Впрочем, в этом году, по мнению закупщиков, ее урожай меньше, чем в прошлом. Но камера хранения в райпо загружена даже на финальной стадии «уборочной». Новые партии продолжают прибывать.

У кооператоров Лельчицкого района цена на ягоду выше, чем у частника. Но скупщики принимают ее любого качества

НА ЗАГОТОВИТЕЛЬНУЮ базу Лельчицкого райпо свозят тонны одной из самых «денежных» ягод Полесья — черники. Впрочем, в этом году, по мнению закупщиков, ее урожай меньше, чем в прошлом. Но камера хранения в райпо загружена даже на финальной стадии «уборочной». Новые партии продолжают прибывать.

...К складским помещениям лельчицкого райпо подъезжает автомобиль с будкой. Его встречают грузчики, которые засыпают  чернику в небольшие ящики. Товар должен пройти двойной контроль. Как на месте заготовителя, так и здесь, на базе.

— Это черника, принятая заготовителем в деревне Средние Печи Тамарой Новак, которая уже 7 лет занимается закупкой ягоды.  До того как она отправила товар нам, проверила его на радиацию. Превышал бы норму, не прошел бы, — поясняет мне инженер-радиолог Лельчицкого райпо Любовь Сингаевская, которая перепроверяет ягоду так: сначала делает анализ общей массы, потом берет отдельно взятую пробу. Задает параметры, прибор высчитывает беккерели. Показывает число 140.

— Черника в норме, так как допустимый уровень 185. Ее можно даже сейчас употреблять, причем без дополнительной обработки, — констатирует специалист. — Но это еще не окончательный вердикт. Безусловно, проверяется и ее внешний вид. Помятую, переспелую и засоренную выбраковывают.

Когда ягода пройдет  этот «тест», то отправляется на двухдневное охлаждение в камеры с температурой воздуха  плюс 3—5 градусов. Потом поступает в камеры заморозки, в условия 27-градусного мороза.

— Мы уже отгрузили несколько фур, — рассказывает заместитель председателя правления по заготовкам и производству Лельчицкого райпо Николай Радучич. — Вся черника отправляется на экспорт. Поляки и прибалты, прежде чем забрать, проверяют содержимое каждого мешка. Контроль от основного закупщика жесткий. Если хоть 10 килограммов будет с превышением нормы радиации, могут всю партию забраковать. Поэтому скупаем чернику только с земель, где меньше радиация. Таких лесных угодий немного — Лельчицкий район серьезно пострадал от аварии на ЧАЭС.

— Я стараюсь выбирать места, которые хорошо знаю, — чтобы не заблудиться и ягоду хорошую собрать, чтобы прошла радиационный контроль, — говорит пенсионерка Любовь Лиходеевская из деревни Дзержинск.

— Лес всегда прокормит, особенно летом. Идем туда обычно вместе с сыном, он приезжает ко мне в отпуск из Гомеля, внуков с собой привозит. И цена на чернику в этом году неплохая — до 20 тысяч рублей за килограмм предлагали. Хотя ее сбор не назовешь легким, — сетует пенсионер из деревни Боровое Николай Мащиц.

На мой взгляд, сбор лесной ягоды подобен каторжному труду. И жарко, и спину ломит, и комары кусают. И все же каждый год лес не испытывает недостатка в людях, желающих ее собирать килограммами. Почему? Давайте подсчитаем. В среднем за день можно насобирать 7—8 килограммов ягод, что после сдачи принесет в семейный бюджет 130—160 тысяч рублей. Для пенсионера — хороший приработок. Тем более что для удобства сельчан райпо организует подвоз желающих в лесные массивы. Урожай проверяют и принимают, как говорят, не отходя от кассы. А потом еще и подвозят сельчан к дому. Маршрут движения по деревням оговаривается заранее. Сдать ягоду можно и в деревне — в сельмагах, а еще 12 закупщиков (по найму райпо) на дому ее принимают. 

Кстати, белорусское законодательство (постановление Совета Министров № 1320) для тех, кто занимается закупкой дикорастущих ягод, стало демократичнее. В чем конкретно это проявилось?

— В Лельчицком районе — 74 субъекта хозяйствования, закупающих дикорастущие ягоды, — рассказывает заместитель председателя Лельчицкого райисполкома Светлана Сафонова. — В любое время года, даже сегодня, они могут прислать уведомление и начинать работу. Хотя еще недавно им нужно было до 15 января получить разрешение установленного образца. Мы делаем отметку о получении уведомления, берем «на карандаш» субъект хозяйствования. Один экземпляр уведомления остается у нас, второй — у субъекта хозяйствования.

Они, по словам Светланы Сафоновой, получили и другие преимущества. Ведомости на закупку дикорастущих ягод перестали быть бланками строгой отчетности. Раньше выдавалось разрешение на закупку даров леса в определенном населенном пункте — если это стационарный пункт (если передвижной — то разрешение на маршрут движения). Теперь предприниматель или юрлицо работают на всей территории района, в любом населенном пункте без ограничений.

Возросло ли количество проверок из-за перемен в законодательстве? Как вообще ведется контроль за субъектами хозяйствования?

— В Лельчицком районе созданы две мобильные рабочие группы, в них входят представители РОВД, РЦГиЭ, лесхоза, инспекции природных ресурсов. Ведь не секрет — есть и недобросовестные закупщики, которые везут продукцию с нарушениями, без документов качества, санитарного паспорта, и даже не предоставив уведомление в райисполком, — пояснила Светлана Сафонова.

Мобильные группы проверили 46 заготовительных пунктов: в деревнях Букча, Морковское, Иванова Слобода, Тонеж, Боровое, Лельчицы, Дзержинск и других. Типичное у всех нарушение — нет вывесок с указанием режима работы, фамилии закупщика, перечня оказываемых услуг, адресов и телефонов юрлиц. Итог проверок — 11 субъектов хозяйствования получили предписания. Из-за того, что не велся радиологический контроль, наложен штраф на ИП «М. Сечко», ИП «И. Гриб», ООО «Грибная поляна».

В Лельчицком районе среди негосударственных структур на рынке заготовителей доминирует гродненская фирма «Мокка» ЧТУП «Славянский обряд». Кроме закупки черники, здесь занимаются глубокой переработкой грибов, другой плодоовощной продукции. Эта фирма на рынке не новичок. Но и флагман ягодной переработки, как оказалось, работал с нарушениями. Проведенная проверка установила, что на транспортное средство этой фирмы, перевозившее ягоды, не было документов, подтверждающих мойку и дезинфекцию. У водителя, сопровождающего грузы, не оказалось медсправки о состоянии здоровья, как выяснилось, он не прошел обучение по санитарному минимуму.

Самое опасное и частое нарушение, на которое идут некоторые закупщики, — не измеряют уровень радиации. Приобретают любую продукцию: чистую, слегка загрязненную, все перемешивают — и получается предел допустимой нормы. В Лельчицком райпо — более жесткие требования. Организация принимает ягоду без примесей, черника, как показали проверки, чистая.

Кооператоры также формируют в районе «ценовую погоду». А предприниматели под нее «подстраиваются». По давней традиции выставляют закупочную цену на дикорастущую продукцию ниже, чем райпо. Такая вот своеобразная конкуренция. Поднимают цены лишь ближе к окончанию сезона. В среднем по району закупочная цена на чернику в этом году держалась в районе 15 тысяч рублей. Почему и частные сборщики не остаются внакладе, хоть меньшую цену ставят? Берут количеством, не заморачиваясь качеством продукции, принимаемой у жителей. А она, мягко говоря, оставляет желать лучшего (в большинстве своем берут чернику с мусором и грязью, иногда, в обход закона, без проверки на содержание радиоактивных веществ). Людям, как я узнал из беседы с сельчанами, в иных случаях проще сдать «валом», чем возиться и морочить голову соблюдением всех жестких требований, которые им диктует райпо. Плюс Полесье — щедрый на дары леса регион. Так что работы хватает всем — и государственным заготконторам, и частным.

Сельчане мне рассказывали, что если начинать собирать ягоды и грибы с раннего лета и до поздней осени каждый день, то можно на зиму создать хорошую «подушку безопасности». А если не лениться, вкалывать с утра до ночи, то и вовсе заработаешь столько, что хватит прожить до следующего лета.

— За прошлый ягодный сезон я заработал порядка шести миллионов рублей, — поделился со мной пенсионер Петр Иванович из деревни Тонеж. — Не думаю, что в этом году меньше заработаю. Впереди сезон сбора клюквы, будут расти лисички — их также принимают. Деньги эти — отличная прибавка к пенсии. Вот сломался у меня «Ручеек», мотор для подачи воды из колодца в дом, — отремонтирую. Детям, внукам помогу, да на зиму отложу. Дрова придется покупать...

Да и горожане, у которых деревенские корни, также не упускают возможности подзаработать. Берут отпуск, приезжают на побывку к родным и — в лес, по ягоды.

Фото автора

Минск — Лельчицкий район — Минск

Константин КОВАЛЕВ, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter