Черная метка

Когда льнозавод в Ошмянах оказался на грани выживания, его администрация решила избавиться от ненужного  жилого сектора. Людей предупредили, что в их домах отключат центральное отопление. Многие понадеялись, что на помощь придет город. Но в местном ЖКХ рабочих льнозавода не ждали...

 

Нельзя решать производственные проблемы за счет людей


Почти полвека назад за городом Ошмяны в чистом поле построили цехи льнозавода, а рядом с ними — 22 жилых дома. Так возник рабочий поселок. Название ему дали соответствующее — Льнозаводской. Он хотя и входил в городскую черту, но долго жил обособленно, как и большинство таких населенных пунктов. Пока переработка льна здесь была прибыльной, проблем ни у кого не возникало. Но когда предприятие несколько лет назад оказалось на грани выживания, его администрация решила избавиться от ненужного ему жилого сектора. Людей предупредили, что в их домах отключат центральное отопление, — именно оно тесно связывало завод и поселок. Многие понадеялись, что на помощь наконец–то придет город и «посадит» на свою трубу. Но в местном ЖКХ рабочих льнозавода не ждали, им посоветовали самих себя обогревать.


Длится эта история уже четыре года. Не найдя выхода, 80 жильцов поселка Льнозаводской, в том числе 30 пенсионеров и инвалидов, написали коллективное письмо в «СБ». Приведу выдержку из него: «Вначале у нас было печное отопление, но в 1982 году подключили к заводской котельной. Все время мы исправно оплачивали счета, а теперь ОАО «Ошмяны–лен» заявляет, что коммуникации ветхие, котел надо менять, а денег на это нет. Но почему надо решать проблемы за наш счет? Мы понимаем, что предприятие переживает не самые лучшие времена, но в чем вина нас, отдавших заводу по 30 — 40 лет? Мы не хотим отвечать за нерадивых руководителей, которые не смогли наладить производство, чтобы оно приносило прибыль...»


Отправляюсь по тревожному письму в Ошмяны. В двух километрах от города расположен рабочий поселок. Узенькие и кривые улочки, «финские» домики, обложенные кирпичом, маленькие сарайчики, где можно держать только кур. Кое–где у заборов заметил сваленные в кучу дрова. Таким способом люди запасаются топливом на случай отключения их от заводской трубы. Пенсионерку Ольгу Николаевну Субоч встретил у калитки. Рядом проходит теплотрасса. Хозяйка дома показывает на оторванную изоляцию и с грустью в голосе говорит:


— Никому до нас нет дела. Я уже привыкла все ремонтировать сама, скоро и здесь обмотаю трубу. Но даже такие условия устраивают. Хуже будет, когда совсем отключат центральное отопление. Мне предлагают купить обогревательный котел. Но как его установить в кухне площадью 6 — 7 «квадратов», кто даст на это разрешение? И где мне, пенсионерке, взять деньги на котел, да еще постоянно платить за дрова, брикет?


По соседству с Ольгой Николаевной, отработавшей на заводе 44 года, живет Нина Шаверда со своей семьей. Два года назад она купила в поселке квартиру во многом из–за того, что цена на нее была меньше, чем в городе. Теперь не знает, на что надеяться. Одна зарплата уходит на погашение кредита, а за другую семья живет. Хорошо, что не разобрали маленькую печку, но ею дом не натопишь, а тепло нужно, особенно маленькому ребенку. Котел тоже тут негде ставить, в чем убедился я сам. Его можно разместить на веранде, да места нет, чтобы ее пристроить, ведь рядом улица.


Валентина Воронова тоже солидарна с соседками:


— Если надо, то каждая семья готова скинуться по 1 — 2 миллиона рублей, чтобы отремонтировать теплотрассу, котел. Остальные деньги пусть добавит город. Сколько лет на наш поселок не тратилось ни одной бюджетной копейки, хотя кругом в Ошмянах идет ремонт. Неужели мы — горожане второго сорта?


Все, с кем ни беседовал, обращали внимание на один важный факт. Топливом для заводской котельной служат не дорогостоящие газ, мазут или уголь, а костра — остатки от переработки льнотресты. Прямо с производства костра по трубе подается в топку котельной. Дешевле, надежнее и экономичнее местного топлива и не найти! Но директор ОАО «Ошмяны–лен» Валентин Яблонский со мной не совсем согласен:


— Костры у нас хватает в обрез. Часто зимой специально приостанавливали производство и направляли тепло в жилые дома, чтобы люди не мерзли. А когда ударяли сильные морозы, то приходилось сжигать даже резиновые автопокрышки. Для этого разбивали стенку котла, потому что иначе шины туда не забросишь. Не даю гарантии, что будущей зимой обойдемся без ЧП.


Заводская котельная, куда я зашел, за четверть века ни разу не ремонтировалась. Все оборудование давно устарело. Но чтобы купить хотя бы один новый котел, надо отдать как минимум полмиллиарда рублей. А где их взять, если убытки за прошлый год составили 360 миллионов рублей! Почти десятая часть этой суммы — деньги, израсходованные на отопление рабочего поселка. Конечно, предприятию теперь не до прокладки новых труб к жилым домам. Хотя бы выкарабкаться самому и не стать банкротом. Да и зарплату людям надо повышать — в среднем она теперь всего около 400 тысяч рублей в месяц. Для семей, не имеющих подсобного хозяйства, это очень мало.


Но как тогда быть с жителями рабочего поселка, отдавшими льнозаводу свои лучшие годы? Оставить их без тепла? Когда возникла эта конфликтная ситуация, появился вариант с присоединением к жилищно–коммунальной службе. Но для этого надо иметь отдельную котельную. Такой модуль в прошлом году поставили в деревне Кольчуны Ошмянского района, и он дает тепло в 200 квартир. В Льнозаводском невыгодно строить котельную, потому что там всего 33 квартиры. Она себя никогда там не окупит.


Значит, котлы? Завод настаивает, чтобы их оборудовали в ближайшее время. Предприятие даже успело приобрести эти металлические «печки» и готово развезти по квартирам хоть завтра. Но у кого–то негде ставить котел, кому–то нечем за него заплатить. А один рабочий сказал мне, что ни за что не купит такой агрегат, потому что он маленький и дровами топить неудобно.


Но все льнозаводчане понимают, что ждать милостей от некогда родного предприятия им уже не придется. На кого тогда надеяться?


Компетентно


Председатель Ошмянского райисполкома Юрий Адамчик:


— Проблема поселка Льнозаводской возникла не сегодня и не вчера, но мы ее обязательно решим. Предприятие «Ошмяны–лен», и это не вызывает у меня сомнений, не в силах дальше отапливать жилые дома, ему бы на свои нужды выработать тепло. К тому же нет средств на ремонт теплотрассы, а это порядка 500 — 600 миллионов рублей. Выход вижу в том, что поселок надо срочно газифицировать. Уже готовится документация. В начале 2009 года проложим первую линию газопровода. Это даст возможность людям подключиться к газовой трубе и отапливать свои квартиры. Кому не по карману будет оплата за газ, тогда надо ставить котлы на твердое топливо. Но я понимаю льнозаводчан: им непросто сразу перестроиться. Потому встретился с людьми и все им объяснил. Решение таково: пока ничего не будем менять, завод не отключит центрального отопления до конца будущего отопительного сезона. А потом всем все же придется ставить котлы.

 

На снимке: Гора костры.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter