«Черная метка» для Саркози?

Французский Сенат в руках левых.

Французские левые за семь месяцев до президентских выборов отпраздновали победу, а президент Саркози потерпел одно из самых чувствительных поражений в своей политической карьере. Впервые в истории Пятой республики (с 1958 года) левые – социалисты, коммунисты и «зеленые» – получили большинство в верхней палате парламента. По конституции Франции, именно спикер Сената замещает президента в случае его неспособности исполнять функции главы государства. Также спикер обладает правом назначать руководителей ключевых правительственных ведомств. В общем, как отметил кандидат на пост президента Франции от социалистов Франсуа Олланд, поражение правых на этих выборах знаменует распад политической системы Николя Саркози.
Сенат во Франции защищает интересы регионов. Выборы в него непрямые  – законодателей избирали не простые граждане, а мэры городов и депутаты местных законодательных собраний департаментов и в заморских регионах Франции. Таким образом, большинство выборщиков – представители сельских коммун, что позволяло правым сохранять большинство голосов в верхней палате парламента. Аграрные области традиционно голосовали за правых, поэтому ни разу со времен генерала де Голля левые не получали в Сенате большинства. Но в этом году левые переломили ситуацию в свою пользу и увеличили число своих представителей до 177, на два места больше, чем требуется для абсолютного большинства из 348 сенаторов. Спикером верхней палаты впервые в истории стал лидер социалистов в Сенате Жан-Пьер Бель. И оппозиция уверена, что правящий «Союз в поддержку народного движения» уже не оправится от такого удара.
Но это не совсем так. Безусловно, выборы стали барометром настроений французских избирателей перед решающей битвой за Елисейский дворец, пощечиной правящей коалиции и «черной меткой» для президента Саркози, которому не помогли ни «битва за демократию» в Ливии, ни сексуальный скандал вокруг наиболее вероятного противника Доминика Стросс-Кана. К тому же ситуация усугубляется новым витком мирового финансового кризиса, который не добавляет очков его кабинету. Рейтинги президента беспрецедентно низкие. По опросам, в первом туре президентских выборов кандидат от Национального фронта Марин Ле Пен набрала бы 19 процентов, Саркози – 24 процента, а кандидат от левых – около 26 процентов.
Это с одной стороны. С другой – для законотворчества победа левых в Сенате особого значения не имеет, ведь законы принимает нижняя палата, Национальное собрание, где у президента Саркози большинство. Но главное – программа социалистов по выходу из кризиса, похоже, не очень вдохновляет избирателей. При этом у них нет яркого харизматичного лидера и они долго не могли договориться, кто будет представлять левых на президентских выборах. Они даже впервые в истории страны решили провести праймериз, чтобы понять, у кого наилучшие шансы попасть в Елисейский дворец. В выборах могли участвовать все французы, а не только сторонники партии. Избирательные участки были организованы по всей Франции. На этих выборах победил 57-летний Франсуа Олланд, депутат, бывший лидер Соцпартии. Он набрал 56 процентов голосов (во втором туре). Второе место заняла 61-летняя Мартин Обри, экс-министр и лидер Соцпартии с 2008 года. Она получила 44 процента.
Однако газета «Фигаро», анализируя все сказанное за время дебатов кандидатов от Социалистической партии, писала о том, что все как-то «размыто», «смутно». Ни в пенсионном вопросе, ни в вопросе занятости, ни в медицине, ни в сфере образования социалисты не сделали ни одного прорывного заявления. В общем же, как считает автор редакционной статьи в «Фигаро», социалисты обещают сделать то, чего сделать фактически невозможно, поскольку индикатор состояния государственной казны показывает «пусто». Газета «Монд» пишет, что в ходе дебатов социалисты вроде бы говорили обо всем, но не затронули главную тему – урегулирования проблем в еврозоне и проблему греческого долга, которая никак не решается. «Французы имели право услышать ответ на этот вопрос, но они его не услышали», –  сообщает издание.
Всем понятно, что победитель социалистических «праймериз» будет иметь все шансы весной 2012 года сменить на посту президента Франции Николя Саркози. Но не нужно забывать, что кроме Саркози (наиболее вероятного кандидата правых), кандидату-социалисту предстоит борьба с лидером ультраправого Национального фронта Марин Ле Пен. А социалисты на фоне Саркози и Марин Ле Пен, увы, бледноваты как политики. Так что если через 7 месяцев нынешнего президента Франции переизберут на новый срок, это будет не его победа, а поражение социалистов, которые не смогли предложить достойную альтернативу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter